Предметом нашего исследования является социальная ответственность и ее формирование в процессе овладения профессиональными знаниями будущими специалистами педагогических специальностей. Актуальность исследования, на наш взгляд, неоспорима, так как социальная ответственность как одно из ключевых свойств личности определяет всю систему ее отношений к себе, к окружающим, к деятельности, в том числе профессиональной. Это имеет стратегически важное значение для личности педагога не только на этапе получения высшего образования, но и в дальнейшей профессиональной деятельности по развитию, обучению подрастающих поколений. Осознание себя ответственным за будущие поколения дает существенные основания полагать, что отношение к профессиональной деятельности будет оцениваться как качественное, профессиональное, мотивированное. Вместе с тем, на сегодняшний день наблюдается тенденция к размыванию и трансформации смыслообразующих компонентов педагогической деятельности, где теряется значимость ответственного отношения к выбранному профессиональному направлению, происходит подмена ценностных ориентиров. В результате этих процессов профессиональное самосознание будущих педагогов зачастую становится ориентировано на поверхностное скоротечное решение текущих задач без учета их последствий в дальнейшем. Следует отметить, что процессу профессионального развития с позиций формирования социальной ответственности в Казахстане уделялось недостаточное внимание, тогда как социальная ответственность является неотъемлемой частью профессионального самосознания будущих педагогов. Исследование особенностей проявления социальной ответственности студентов педагогических специальностей раскрывает не только ее содержательные компоненты, но и дает представление о динамике и трансформации социальной ответственности от курса к курсу в процессе овладения профессиональными знаниями. Что, в свою очередь, позволяет наглядно видеть внутреннюю картину образовательного процесса, связанную с вопросами качества становления профессионального самосознания студентов как будущих педагогов. Этим и определяется практическая значимость настоящего исследования. Цель исследования: изучение особенностей проявления социальной ответственности студентов педагогических специальностей разных курсов. Методы исследования: Многомерно-функциональная диагностика "ответственности-110" (ОТВ-110, совместно с О.В. Мухлыниной). Выводы и рекомендации: Исследование особенностей социальной ответственности студентов педагогических специальностей показало, что существуют различия в структуре социальной ответственности между респондентами разных курсов на разных этапах обучения. Сравнение полученных диагностических показателей двух групп испытуемых (1 и 3 курсов педагогических специальностей казахстанского вуза) позволяет выявить у студентов начальных курсов преобладание ситуативного проявления социальной ответственности, по сравнению со студентами старших курсов, у которых показатели выраженности характеристик ответственности выше. Фактически у студентов всех курсов сохраняется понимание сути ответственности, имеется целостное представление об этом качестве. Но при этом обращается внимание лишь на одну какую-то сторону ответственности. К примеру, интересный с точки зрения исследования вывод касается восприятия ответственности как наказания субъекта. Кроме того, подтверждается недостаточное понимание ответственности из-за подмены понятия ответственности исполнительностью у студентов начальных и старших курсов. Анализ данных диагностических исследований дает возможность говорить о качественных различиях в особенностях структуры и содержания социальной ответственности студентов педагогических специальностей как субъектов профессионального самосознания. Наличие этих различий указывает на то, что в формировании социальной ответственности будущих специалистов на этапе их профессионального обучения участвуют разного рода мотиваторы.
The subject of this study is social responsibility and its formation in the process of mastering professional skills, which will have the characteristics of pedagogical specialties. The relevance of the study, in our opinion, is undeniable, since social responsibility as a one-time application of personality traits determines the entire system of its relations to itself, to others, to activities, including professional ones. This is of strategic importance for the personality of the teacher, not only at the stage of obtaining higher education, but also in further professional activities for the development and training of the younger generations. Awareness of oneself responsible for future generations gives significant reasons to believe that the attitude to professional activity will be assessed as high-quality, professional, motivated. At the same time, today there is a tendency to blur and transform the meaning-forming components of pedagogical activity, where the significance of a responsible attitude to the chosen professional direction is lost, and value orientations are replaced. As a result of these processes, the professional self-awareness of future teachers often becomes focused on a superficial, fleeting solution to current problems without taking into account their consequences in the future. It is noteworthy that insufficient attention was paid to the process of professional development from the standpoint of the formation of social responsibility in Kazakhstan, while social responsibility is an integral part of the professional self-awareness of future teachers. The study of the features of the manifestation of social responsibility of students of pedagogical specialties reveals not only its content components, but also gives an idea of the dynamics and transformation of social responsibility from course to course in the process of mastering professional knowledge. Which, in turn, allows you to visually see the internal picture of the educational process associated with the quality of the formation of students' professional self-awareness as future teachers. This determines the practical significance of this study. The purpose of the study: to study the features of the manifestation of social responsibility among students of pedagogical specialties of different courses. Research methods: Multidimensional functional diagnostics of "responsibility-110" (OTV-110, together with O.V. Mukhlynina). Conclusions and recommendations. Comparison of the diagnostic indicators of two groups of subjects (1st and 3rd year pedagogical specialties of a Kazakhstan's university) allows us to identify the prevalence of situational social observation among students in the initial courses, compared with the indicators in senior students, the indicators of the severity of the characteristics of the characteristic are higher. In fact, students of all courses retain an understanding of the essence of responsibility, they have a holistic view of this quality. But at the same time, attention is drawn to only one side of responsibility. For example, an interesting conclusion from the point of view of the study concerns the perception of responsibility as a punishment of the subject. In addition, insufficient understanding of responsibility is confirmed due to the substitution of the concept of responsibility for diligence among students of primary and senior courses. An analysis of diagnostic research data makes it possible to talk about qualitative differences in the features of the structure and content of the social responsibility of students of pedagogical specialties as subjects of professional self-awareness. The presence of these differences indicates that both external and internal motivators are involved in the formation of the social responsibility of future specialists at the stage of their professional training.