. Актуальность статьи обусловлена совершенствованием системы подготовки научно-педагогических кадров. Социально˗экономические преобразования в жизни общества определили ряд новых требований к качеству подготовки высококвалифицированных специалистов в области образования. Данные преобразования ставят современного педагога перед необходимостью освоения новых функций, нового содержания деятельности, поиска и внедрения прогрессивных технологий и организационных форм, владения исследовательской компетентностью [2,4]. В исследовании предпринята попытка рассмотреть исследовательскую компетентность как ресурс профессионального развития будущего учителя [5,6]. Опыт нашей многолетней педагогической деятельности и анализ психолого-педагогических источников свидетельствует о том, что процесс формирования исследовательской компетентности будущего педагога длительный, требующий глубокого осмысления и подготовки [1,3,7,8,10]. Под исследовательской компетентностью нами понимается совокупность знаний, умений, навыков организации и проведения научно˗исследовательской работы, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмов обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методики организации учебно˗воспитательной работы, её содержания, принципах, методах и организационных формах [9]. В настоящее время в педагогической практике существует противоречие между необходимостью приобретения студентами знаний об исследовательской компетентности как ресурсе профессионального развития будущего педагога и их недостаточной освещённости в процессе обучения [9]. Исходя из вышеизложенного, целью исследования является: выявление мотивации и отношения участников образовательного процесса в вузе, осмысление научно-исследовательской работы современными студентами, определение условий формирования исследовательской компетентности в процессе обучения. Методы исследования: анализ психолого˗педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, интервьюиролвание; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось на базе Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, Казанского (Приволжского) Федерального университета. В исследовании приняли участие 80 студентов 2 курсов. Выводы и рекомендации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование исследовательской компетентности у студентов следует начинать со II курса их обучения в вузе и продолжать на последующих. Это даст возможность будущим педагогам использовать приобретённые умения и навыки исследовательской работы в обобщении своего опыта работы, публикаций научных трудов, организации успешной профессиональной деятельности и дальнейшего развития, как компетентного и высококвалифицированного специалиста.
The relevance of the article is due to the improvement of the system of training scientific and pedagogical personnel. Socio-economic transformations in the life of society have determined a number of new requirements for the quality of training of highly qualified specialists in the field of education. These transformations put the modern teacher in front of the need to master new functions, new content of activity, search and implementation of progressive technologies and organizational forms, possession of research competence [2,4]. The study attempts to consider research competence as a resource for the professional development of a future teacher [5,6]. The experience of our many years of pedagogical activity and the analysis of psychological and pedagogical sources indicates that the process of forming the research competence of a future teacher is long, requiring deep reflection and preparation [1,3,7,8,10]. By research competence we mean the totality of knowledge, abilities, skills of organizing and conducting research work aimed at obtaining new knowledge about the patterns, structure, mechanisms of training and education, theory and history of pedagogy, methods of organizing educational work, its content, principles, methods and organizational forms [9]. Currently, in pedagogical practice, there is a contradiction between the need for students to acquire knowledge about research competence as a resource for the professional development of a future teacher and their insufficient coverage in the learning process [9]. Based on the foregoing, the purpose of the study is to identify the motivation and attitudes of participants in the educational process at the university, the understanding of research work by modern students, and to determine the conditions for the formation of research competence in the learning process. Research methods: analysis of psychological and pedagogical and methodological literature on the research problem; questioning, testing, interviewing; pedagogical experiment; qualitative and quantitative analysis of the research results. The study was conducted on the basis of the Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, Kazan (Volga Region) Federal University. The study involved 80 students of the 2nd year. Conclusions and recommendations. The results of the study indicate that the formation of research competence among students should begin from the second year of their studies at the university and continue on subsequent ones. This will enable future teachers to use the acquired skills and abilities of research work in summarizing their work experience, publishing scientific papers, organizing successful professional activities and further development as a competent and highly qualified specialist.