Электронный архив

НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Показать сокращенную информацию

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Хабиев Т.Р. ru_RU
dc.date.accessioned 2023-01-11T11:38:31Z
dc.date.available 2023-01-11T11:38:31Z
dc.date.issued 2022
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173561
dc.description.abstract В настоящее время в Республике Узбекистан происходит поэтапная работа по сближению национальной системы высшего образования к европейской системе путём внедрения кредитно-модульной системы. Важной особенностью этой образовательной технологии является психолого-педагогическая направленность на формирование у студентов способности к самостоятельному усвоению учебных. В результате этого перед профессорско-преподавательском составом возникает задача - сформировать у студентов способность к самостоятельному обучению, что в перспективе позволит им гибко и эффективно действовать в профессиональной деятельности. В педагогике и психологии под такой способностью определяется рефлексивность, обеспечивающая сознательное регулирование собственной познавательной деятельности через анализ и осознание своего прежнего опыта. Предполагается, что направленность педагогического процесса на рефлексивный подход откроет новые возможности для формирования у студентов: способности к самооценке и саморегуляции познавательных процессов, умения ставить цели и задачи профессионального развития, прогнозирования результата и процесса обучения, активной позиции к учёбе и развития критического мышления. Вместе с этим, в психологии и педагогике в недостаточной мере изучена роль направления высшего образования на развитие у обучающихся способности к рефлексивности. Цель исследования - изучение роли направления высшего образования на формирование рефлексивности у студентов, обучающихся по направлениям психологии и экономики. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы. В качестве эмпирических методов использован опросник рефлексивности и опросник самооценки метакогнитивного поведения ЛаКоста, анкетирование. Статистические методы: непараметрический анализ Манна-Уитни, описательная и частотная статистика. В исследовании приняли участие 72 студента, из них 37 обучаются на психологическом факультете и 35 - на экономическом факультете бакалавриата. Выводы и рекомендации: проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости при организации педагогического процесса, направленного на формирование рефлексивности в учебной деятельности, учитывая их направление обучения. Показано, что студенты, обучающие по психологическому направлению, имеют более высокие показатели по рефлексивности и метакогнитивному поведения, по сравнению со студентами, обучающиеся по экономическому направлению. Исследование является лишь пилотажным и не претендует на научную новизну и практическую значимость. Основываясь на полученных результатах, планируется расширить выборку, как в количественном плане, так и в качественном (добавить иные направления обучения). Логически правильным будет провести сравнительный анализ студентов, обучающихся по традиционной и кредитно-модульной системе высшего образования, определив их эффективность на формирование способности к рефлексивности. Следовательно, среди рекомендаций можно отметить необходимость применения в образовательном процессе таких видов учебной деятельности как аналитико-рефлексивная, проблемно-ориентированная, исследовательская, особого дизайна программ практик всего курса обучения с ярко выраженной структурой каждого из компонентов содержания практик и их логичным соотношением. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ практик, реализуемых в рамках высшего образования, реализации сопоставительных исследований для разработки методологии практической подготовки педагога. ru_RU
dc.description.abstract At the moment, the Republic of Uzbekistan is in stages to bring the national system of higher education closer to the European system by introducing a credit-modular system. An important feature of this educational technology is the psychological and pedagogical focus on the formation of students' ability to independently assimilate academic disciplines. The design of this pedagogical process is visible in providing students with the opportunity to independently build the educational process, determine the course load and select the share of disciplines based on their own preferences, which is a significant condition for their professional development. As a result, the teacher-professors collective faces the task of forming students' ability to self-study, which in the future will allow them to act flexibly and effectively in their professional activities. In pedagogy and psychology, such an ability is defined as reflexivity, which provides conscious regulation of one's own cognitive activity through analysis and awareness of one's previous experience. It is assumed that the orientation of the pedagogical process to a reflexive approach will open up new opportunities for the formation of students: the ability to self-esteem and self-regulation of cognitive processes, the ability to set goals and objectives for professional development, forecasting the result and learning process, an active attitude to study and the development of critical thinking. At the same time, the role of the direction of higher education on the development of students' ability to reflexivity has not been sufficiently studied in psychology and pedagogy. Based on the previous, the purpose of the research is to study the role of the direction of higher education in the formation of reflexivity among students studying in the fields of psychology and economics. Research methods: theoretical methods, including the analysis of the subject of research based on the study of philosophical, psychological and pedagogical literature. The questionnaire of reflexivity and the questionnaire of self-assessment of Lacoste's metacognitive behavior, survey was used as empirical methods. Statistical methods: nonparametric Mann-Whitney analysis, descriptive and frequency statistics. 72 students accept part in the study, 37 of them are studying at the Faculty of Psychology and 35 at the Faculty of Economics students. Conclusions and recommendations. The conducted research allows us to conclude that it is necessary to organize the pedagogical process aimed at the formation of reflexivity in educational activities, taking into account their direction of study. It is shown that students studying in the psychological direction have higher indicators of reflexivity and metacognitive behavior, compared with students studying in the economic direction. The study is exclusively pilot in nature and does not pretend to scientific novelty and practical significance. Based on the results obtained, it is planned to expand the sample, both quantitatively and qualitatively (add other areas of research). It would be logically correct to conduct a comparative analysis of students studying in the traditional and credit-modular system of higher education, determining their effectiveness in the formation of the ability to reflexivity. Consequently, among the recommendations, it can be noted the need to use in the educational process such types of educational activities as analytical-reflexive, problem-oriented, research, special design of practice programs for the entire course of study with a pronounced structure of each of the components of the content of practices and their logical relationship. The results of the research can be used in the development of syllabus, work programs of practices implemented in the framework of higher education, conducting comparative studies to develop a methodology for practical training of teachers. en_US
dc.relation.ispartofseries Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть I ru_RU
dc.subject рефлексивность ru_RU
dc.subject надситуативность ru_RU
dc.subject саморегуляция ru_RU
dc.subject высшее образование ru_RU
dc.subject направление образования ru_RU
dc.subject учебно-профессиональная деятельности ru_RU
dc.subject студенты ru_RU
dc.subject reflexivity en_US
dc.subject field of education en_US
dc.subject metacognitive behavior en_US
dc.subject student en_US
dc.subject pedagogical technologies en_US
dc.subject credit-modular system en_US
dc.title НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ru_RU
dc.title.alternative THE FIELD OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF REFLEXIVITY IN STUDENTS en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 159.923
dc.description.pages 513-521


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в электронном архиве


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись

Статистика