dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Кумышева Р.М. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2023-01-11T11:38:15Z |
|
dc.date.available |
2023-01-11T11:38:15Z |
|
dc.date.issued |
2022 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173560 |
|
dc.description.abstract |
Проблема исследования. Образовательные организации функционируют как субъекты рынка образовательных услуг и рынка труда. В связи с этим возникает необходимость их взаимодействия с потенциальными потребителями образовательных услуг (будущих абитуриентов) и образовательной продукции (выпускников, обладающих профессиональной компетентностью и готовностью к решению нестандартных профессиональных задач). Эффективным решением данной задачи является создание образовательной среды - модели внешнего мира, в составе которой находится микромодель среды профессиональной деятельности. Однако это сопряжено с согласованием функционирования многочисленных управленческих структур внутри вуза, учетом потребностей рынка труда в кадрах, образовательных потребностей потенциальных абитуриентов во внешнем мире, приведением образовательной деятельности в соответствие со стандартными требованиями к образованию в целом [9]. Такие сложные процессы требуют новых управленческих механизмов [10].
Цель исследования: изучить состояние исследуемой проблемы в работах российских и зарубежных ученых по вопросам процессного управления в образовании, факторов эффективности образовательной среды; выявить степень согласованности функционирования компонентов образовательной среды в рамках процессного управления и ее открытости внешнему миру на примере Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ).
Методы исследования. В основу исследования положены методологические подходы: процессный (В. Лапшин, Ю. Стукалина, Е. Клименко, Е. Левина и др.); контекстный (С.Коутон, П.Хернстейсон, Ч.Сирисути, К.Вайзентонг, Л.В.Смолова, А.Филип и др.), системный (В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков, С.Беккер, Дж.Шонрок-Адема, Боукэмп-Тиммер, ван Хелл, Э. Янке Коэн-Шотанус и др.).
Для определения типа образовательной среды была использована методика В.А. Ясвина [6]. Степень согласованности компонентов образовательной среды и ее открытости внешнему миру диагностировалась по методике В.И. Панова "Диагностика образовательной среды" [5; 4]. В опросе приняли участие 100 студентов двух факультетов КБГУ, где находятся образовательные среды разного типа. Выявлено, что управление образовательной средой вузов централизовано, но не все компоненты образовательной среды управляются одинаково. Выявлены некоторые пробелы процессов управления образовательной средой университета.
Выводы и рекомендации. Теоретический анализ проблемы и эмпирическое исследование позволяют предполагать, что процессный и контекстный подходы в управлении образовательной средой будут эффективными для внутренней согласованности ее компонентов и оптимального взаимодействия ее с внешним миром. Результаты исследования будут использованы при моделировании и проектировании образовательной среды, функционирующей в контексте внешнего мира и управляемой в соответствии с процессным подходом. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Research problem. Educational organizations function as subjects of the educational services market and the labor market. In this regard, there is a need for their interaction with potential consumers of educational services (future applicants) and educational products (graduates with professional competence and readiness to solve non-standard professional tasks). An effective solution to this problem is the creation of an educational environment - the external world model, which includes a micromodel of the professional activity environment. However, this involves coordinating the functioning of numerous management structures within the university, taking into account the labor market needs in personnel, the educational needs of potential applicants in the outside world, and bringing educational activities with standard requirements for education in general Educational Management [9]. Such complex processes require new management mechanisms [10].
Research aim: to study the state of the researching problem across the works of Russian and foreign scientists on the process management in education, the educational environment effectiveness factors; to reveal the coordination degree of the educational environment components functioning within the framework of process management and its openness to the outside world on the example of the Kabardino-Balkarian State University named after I.I. HM. Berbekova (KBSU).
Research methods. The study is based on methodological approaches: process (V. Lapshin, Yu. Stukalina, E. Klimenko, E. Levina, etc.); contextual (S. Cawthon, P. Hernstaison, Ch. Sirisuthi, K. Weisenthong, L.V. Smolova, A. Philip, etc.), systemic (V.A. Yasvin, V.I. Slobodchikov, S. Becker, J. Schonrock-Adema, Bowkamp-Timmer, van Hell, E. Janke Cohen-Shotanus and others). o determine the type of educational environment the Yasvin method [6] was used. The degree of consistency of the educational environment components and its openness to the outside world was diagnosed according to the Panov method "Diagnosis of the educational environment" [5; 4]. The survey involved 100 students of two KBSU faculties, where various types of educational environments are located. It was revealed that the management of the university institutes educational environments is centralized, but not all components of the educational environment are managed equally. Some gaps of management processes are identified.
Conclusions and recommendations. Theoretical analysis of the problem and empirical research suggest, that the process and contextual approaches in managing the educational environment will be effective for the internal consistency of its components and its optimal interaction with the outside world. The study results will be used in modeling and constructing an educational environment that functions in the external world context and is managed in accordance with the process approach. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть I |
ru_RU |
dc.subject |
контекстный подход |
ru_RU |
dc.subject |
процессный подход |
ru_RU |
dc.subject |
образовательная среда |
ru_RU |
dc.subject |
управление образовательной средой |
ru_RU |
dc.subject |
context approach |
en_US |
dc.subject |
process approach |
en_US |
dc.subject |
educational environment |
en_US |
dc.subject |
educational environment management |
en_US |
dc.title |
ПРОЦЕССНЫЙ И КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ УНИВЕРСИТЕТА |
ru_RU |
dc.title.alternative |
PROCESS AND CONTEXT APPROACHES IN MANAGING THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
378.147 |
|
dc.description.pages |
250-259 |
|