Показать сокращенную информацию
dc.contributor | Казанский (Приволжский) федеральный университет | |
dc.contributor.author | Асхадуллина Н.Н. | ru_RU |
dc.contributor.author | Халиуллина Л.Р. | ru_RU |
dc.date.accessioned | 2023-01-11T11:10:40Z | |
dc.date.available | 2023-01-11T11:10:40Z | |
dc.date.issued | 2022 | |
dc.identifier.uri | https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173541 | |
dc.description.abstract | Прогрессивность образования, ее активная технологизация и цифровизация не всегда оказываются лучшим сценарием для ее развития. Гуманитарные и социальные науки, и, в частности, науки об образовании, сталкиваются с серьезными проблемами в связи с текущими социально-политическими, экономическими и внешнеполитическими потрясениями. Наиболее значимыми в этой связи становятся вопросы, связанные с "возвратом" к человеку. Преподавание и обучение - это сугубо личный опыт. Однако системы образования часто ставят во главу угла программы, технологии, которые отталкивают людей, а не вовлекают их. Цель исследования: выявление ведущих образовательных тенденций, ориентированных на (Re)гуманизацию в развитии образовательных экосистем в XXI веке, нацеленных на "возврат" к человеку, его духовно-нравственному потенциалу. Методы исследования: в рамках гуманистической образовательной парадигмы в качестве методов исследования были использованы общие теоретические (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация) и специальный - метод демоскопического анализа, что позволило изучить феномен (Re)гуманизации как призыв не забывать о "человеческом в человеке", основанного на взаимопомощи и творческом самовыражении личности, признании полной человечности каждого, и определении его ключевых принципов в развитии образовательных экосистем в XXI веке. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что, если мы хотим добиться повторной гуманизации, нам необходимо приручить технико-экономический комплекс и подавить его разделяющие силы. Одним из аспектов повторной гуманизации является преодоление разногласий путем упора на культивирование хороших сообществ, стремление когда-либо расширять и связывать их, пока мы не построим подлинное глобальное сообщество. "Хорошие сообщества" - это сообщества заботы, сформированные на основе прочных уз доверия и дружбы, и служащие примером истинной справедливости. Основной идеей становится превращение конкурента в союзника, друга, и единомышленника. Технологии по-прежнему играют важную роль в современном мире, мы используем технологии для решения человеческих приоритетов. Их применение не должно становиться использованием технологии ради технологии. Ведущей идеей разработки и внедрения любой педагогической технологии должна выступать ее обращенность к человеку, в создании условий для развития творческой индивидуальности. В информационном обществе не менее злободневной проблемой, связанной с развитием технологий, оказывается и проблема эмоциональной и когнитивной эмпатии педагогов и обучающихся. Процесс переочеловечивания ((Re)гуманизация) требует от обеих групп признавать и понимать, что они разделяют ту же человечность, что они способны ставить себя в положение другого человека с намерением лучше понять свой опыт. Проведенный анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что "возвращение к человеку" является проводником в развитии образовательных экосистем в XXI веке. Педагогическому сообществу следует признать достоинство (Re)гуманизации как направления на восстановление гуманистических принципов в образовании как приоритетной сферы общественной жизни. (Re)гуманизация не преследует мнения о том, что технологии вредны. На самом деле она призывает не забывать о "человеческом в человеке" и дает основание считать, что технологии развиваются в результате интеллектуального труда, основанного на взаимопомощи и творческом самовыражении личности, которая признает полную человечность каждого. | ru_RU |
dc.description.abstract | The progressiveness of education, its active technologization and digitalization are not always the best scenario for its development. The humanities and social sciences, and in particular the sciences of education, are facing serious challenges due to the current socio-political, economic and foreign policy upheavals. The most significant in this regard are the issues related to the "return" to a person. Teaching and learning is a purely personal experience. However, education systems often focus on programs, technologies that repel people rather than engage them. The purpose of the study is to identify the leading educational trends focused on (Re)humanization in the development of educational ecosystems in the 21st century, aimed at "returning" to a person, his spiritual and moral potential. Research methods: within the framework of the humanistic educational paradigm, both general theoretical (abstraction, analysis and synthesis, idealization) and a special method of demoscopic analysis were used as research methods, which made it possible to study the phenomenon of (Re)humanization as a call not to forget about "the human in a person", based on mutual assistance and creative self-expression of the individual, recognition of the full humanity of each, and the definition of its key principles in the development of educational ecosystems in the 21st century. Conclusions and recommendations. The conducted research allows us to conclude that if we want to achieve re-humanization, we need to tame the techno-economic complex and suppress its separating forces. One aspect of re-humanization is to overcome divisions by focusing on cultivating good communities, ever expanding and connecting them until we build a true global community. "Good communities" are communities of caring, built on strong bonds of trust and friendship, and exemplifying true justice. The main idea is to turn a competitor into an ally, friend, and like-minded person. Technology continues to play an important role in such a world as long as we use technology to address human priorities. Their application should not become the use of technology for the sake of technology. The leading idea for the development and implementation of any pedagogical technology should be its appeal to a person, in creating conditions for the development of creative individuality. In the information society, an equally topical problem associated with the development of technology is the problem of emotional and cognitive empathy of teachers and students. The process of re-humanization ((Re)humanization) requires both groups to recognize and understand that they share the same humanity, that they are able to put themselves in the position of another person with the intent to better understand their experience. The analysis of foreign and domestic studies has shown that "return to a man" is a guide in the development of educational ecosystems in the 21st century. The pedagogical community should recognize the dignity of (Re)humanization as a direction for the restoration of humanistic principles in education as a priority area of public life. (Re)humanization does not pursue the notion that technology is harmful. In fact, it calls not to forget about the "human in a person" and gives reason to believe that technologies develop as a result of intellectual work based on mutual assistance and creative self-expression of an individual who recognizes the full humanity of everyone. | en_US |
dc.relation.ispartofseries | Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть I | ru_RU |
dc.subject | (Reгуманизация | ru_RU |
dc.subject | гуманизм | ru_RU |
dc.subject | персонализация | ru_RU |
dc.subject | технологизация | ru_RU |
dc.subject | информатизация | ru_RU |
dc.subject | образование | ru_RU |
dc.subject | образовательная экосистема | ru_RU |
dc.subject | (Re)humanization | en_US |
dc.subject | humanism | en_US |
dc.subject | personalization | en_US |
dc.subject | technologization | en_US |
dc.subject | informatization | en_US |
dc.subject | education | en_US |
dc.subject | educational ecosystem | en_US |
dc.title | (RE)ГУМАНИЗАЦИЯ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОСИСТЕМ В XXI ВЕКЕ | ru_RU |
dc.title.alternative | (RE)HUMANIZATION IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ECOSYSTEMS IN THE XXI CENTURY | en_US |
dc.type | article | |
dc.identifier.udk | 37.01 | |
dc.description.pages | 27-32 |