dc.contributor |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
|
dc.contributor.author |
Фахрутдинова Г.Ж. |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Кожанов И.В. |
ru_RU |
dc.contributor.author |
Лукичева О.М. |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-12-20T11:57:47Z |
|
dc.date.available |
2022-12-20T11:57:47Z |
|
dc.date.issued |
2022 |
|
dc.identifier.uri |
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/173477 |
|
dc.description.abstract |
Динамика происходящих во всех сферах жизнедеятельности человека изменений делает необходимым формирование у будущих специалистов готовности к работе в условиях неопределенности, возможных постоянных трансформаций. Для квалифицированного работника обязательным элементом профессиональной компетентности становится наличие готовности к осуществлению инновационной деятельности (Овчинникова, 2016), что делает необходимым изучение ее мотивационной стороны как основы для принятия новшеств и условия противодействия возможным антиинновационным барьерам. Модернизация системы образования, происходящие изменения, связанные с цифровизацией и распространением смешанных моделей обучения (Seryapina, 2018), особенно актуальной делают проблему формирования готовности педагога к инновационной деятельности, системообразующим фактором которой является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через определенное отношение к своей профессии и воспитанникам (Воропаева, 2014). Особого внимания к себе требует вопрос значимости для будущих специалистов мотивов профессиональной деятельности, превалирование той или иной системы мотивов, ценностных ориентаций и установок (Провоторова, 2021). Исходя из вышеуказанного, целью исследования является подбор диагностического инструментария и проведение диагностики сформированности мотивационной готовности студентов к осуществлению инновационной деятельности, исходя из сущностного наполнения данного явления. Методы исследования: научный анализ литературы по проблеме формирования готовности к инновационной деятельности, сущности и содержанию мотивационной готовности к инновационной деятельности. В качестве эмпирических методов использованы анкетирование и тестирование студентов направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В исследовании приняли участие 179 студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и 32 студента КФУ. Выводы и рекомендации. В соответствии с определенным в ходе теоретического анализа научных трудов сущностным наполнением понятия "мотивационная готовность к осуществлению инновационной деятельности" в качестве методик диагностики ее сформированности были использованы "Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности" (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) и "Способности педагога к творческому саморазвитию" (И.В. Никишина). Проведенное исследование позволяет сделать вывод о положительной динамике сформированности мотивационной готовности студентов к осуществлению инновационной деятельности по мере освоения ими основной профессиональной образовательной программы. При этом у большей части студентов наблюдается значительный рост заинтересованности в изучении инноваций в сфере будущей профессиональной деятельности в результате прохождения практики на базе образовательных организаций. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных дисциплин и модулей, посвященных инновациям в профессиональной деятельности, и курсов проектной деятельности для студентов. |
ru_RU |
dc.description.abstract |
The dynamics of changes occurring in all spheres of human activity makes it necessary for future specialists to be ready to work in conditions of uncertainty, possible permanent transformations. For a qualified employee a mandatory element of professional competence is the availability of readiness to implement innovative activities (Ovchinnikova, 2016), which makes it necessary to study its motivational sphere as a basis for adopting innovations and conditions for countering possible anti-innovation barriers. The modernization of the education system, the ongoing changes associated with digitalization and the spread of mixed learning models (Seryapina, 2018) make the problem of forming a teacher's readiness for innovation especially relevant, the system-forming factor of which is the need to transform, improve pedagogical activity through a certain attitude to his profession and pupils (Voropaeva, 2014). The question of the importance for future specialists of the motives of professional activity, the prevalence of a particular system of motives, value orientations and attitudes requires special attention (Provotorova, 2021). Based on the above, the purpose of the research is to select diagnostic tools and conduct diagnostics of the formation of students' motivational readiness to implement innovative activities, based on the essential content of this phenomenon. Research methods: scientific analysis of the literature on the problem of formation of readiness for innovation, the essence and content of motivational readiness for innovation. As empirical methods, questionnaires and testing of students of the training direction 44.03.03 Special (defectological) education and 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) were used. 180 students of I. Ya. Yakovlev ChSPU took part in the study. Conclusions and recommendations. In accordance with the essential content of the concept of "motivational readiness to implement innovative activity" determined during the theoretical analysis of scientific works, the "Map of pedagogical assessment of the teacher's abilities to innovate" (V.A. Slastenin, L.S. Podymova) and "The teacher's ability to creative self-development" (I.V. Nikishina) were used as methods for diagnosing its formation. The conducted research allows us to conclude about the positive dynamics of the formation of students' motivational readiness to carry out innovative activities as they master the main professional educational program. At the same time, the majority of students have a predominance of internal motivation to carry out innovative activities over external ones and a significant increase in interest in studying innovations in the field of future professional activity as a result of internships at educational organizations. The results of the research can be used in the development of educational disciplines and modules dedicated to innovations in professional activity, and courses of project activities for students. |
en_US |
dc.relation.ispartofseries |
Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. Часть I |
ru_RU |
dc.subject |
мотивация |
ru_RU |
dc.subject |
инновационная деятельность |
ru_RU |
dc.subject |
мотивационная готовность |
ru_RU |
dc.subject |
готовность к инновационной деятельности |
ru_RU |
dc.subject |
motivation |
en_US |
dc.subject |
innovative activity |
en_US |
dc.subject |
motivational readiness |
en_US |
dc.subject |
readiness for innovative activity |
en_US |
dc.title |
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ru_RU |
dc.title.alternative |
DIAGNOSTICS OF STUDENTS' MOTIVATIONAL READINESS TO IMPLEMENT INNOVATIVE ACTIVITIES |
en_US |
dc.type |
article |
|
dc.identifier.udk |
378.1 |
|
dc.description.pages |
493-503 |
|