Abstract:
Период 1970-2019 гг. охарактеризовался снижением численности сельского населения Республики Татарстан в 1,7 раза при росте городского в 1,9 раза. Депопуляционные процессы сельской периферии обусловили трансформацию расселения через изменения в структуре сети сельских населенных пунктов (далее - СНП). Основные тенденции: сокращение общего числа СНП; быстрая поляризация, т. е. увеличение относительной доли и абсолютного количества мельчайших СНП. Этот процесс во многом обусловлен потерей населения мелкими и средними СНП. Происходил процесс "перетекания" СНП из одной категории по численности в другую, нижнюю по рангу. На этом этапе устойчиво только количество крупных сел с населением более 1 тыс. чел. С началом 2000-х гг. в России начала реализовываться Программа оптимизации сети образовательных учреждений. В сельской местности Республики Татарстан наиболее интенсивно реструктуризация сети школ производилась с 2008 г., и к 2015 г. число школ составляло примерно 46% от их количества в 2001/2002 учебном году. После 2015 г. заметно замедление процесса оптимизации сети, ее лишь незначительная отрицательная динамика. Установленный главенствующим фактор - уровень наполняемости учениками образовательной организации при принятии решения о ее реорганизации или ликвидации дает обоснование для составления прогноза дальнейшего хода трансформации школьной сети. Если за условные критерии принимать нормативы наполняемости сельских школ, то на современном этапе более половины образовательных организаций не набирают необходимое количество учащихся.