Одним из важных направлений исследований в области развития национальных медиасистем является изучение проблемы цифрового неравенства. Цифровое неравенство - сложное и многоаспектное явление, так как говорить о нем только как о наличии или отсутствии доступа к Интернету и ИКТ сегодня не вполне корректно: все большее внимание исследователи уделяют взаимосвязи цифрового и социального неравенства, влиянию цифровых возможностей на положение человека в обществе, его самореализации и более активного участия в жизни общества. Одним из важных показателей цифровой грамотности населения является, например, активное посещение сайтов СМИ, социальных сетей для получения оперативной и актуальной информации, а также активное функционирование самих СМИ в социальных сетях. Опасность увеличения цифрового разрыва таит отставание национальных СМИ в освоении цифрового пространства, повсеместный переход телевизионного вещания от аналогового к цифровому и другие процессы, происходящие в медиасфере.
В статье данная проблематика изучается на примере Республики Татарстан с использованием теории трех уровней цифрового неравенства, позволяющей не только детально проанализировать цифровой раскол в отдельно взятом регионе, но и рассмотреть сложную природу этого явления технологического и социального характера.
Апробация комплексного подхода к рассмотрению цифрового неравенства в Республике Татарстан с использованием теории трех уровней цифрового неравенства позволит в дальнейшем использовать этот подход при изучении других регионов России и составлении комплексного компаративного анализа цифрового раскола в межрегиональном масштабе, актуальность которого, на наш взгляд, сегодня высока.
One of the most important areas of research in the area of development of national media systems is the study of problems of digital inequality. Digital divide - it is a complex and multi-faceted phenomenon, since we can only
talk about it how about the availability or lack of access to the Internet and ICT today not quite correct: more attention is being paid to researchers pay attention to the relationship between digital and social inequality, the impact of digital capabilities on a person's position in the world society, its self-realization and more active participation in life societies. One of the important indicators of digital literacy this is, for example, an active visit to media sites, social networks to get up-to-date and up- to-date information information, as well as the active functioning of the media themselves in social network. There is a danger of increasing the digital divide national media lagging behind in digital development space, the ubiquitous transition of television broadcasting from analog to digital and other processes occurring in In the article this problem is studied by example Republic of Tatarstan using the three- level theory digital inequality that allows not only detailed to perform digital division in a separately taken region, but also to consider the complex nature of this phenomenon of technological and social character. Approbation of an integrated approach to digital content review inequalities in the Republic of Tatarstan using the theory of three levels of digital inequality will allow further use this approach when studying other regions of Russia and preparation of a comprehensive comparative analysis of digital split on an inter-regional scale, the relevance of which, on our view is high today.