В условиях совершенствования процесса обучения физической культуре обучающихся с ОВЗ возникает необходимость углубленного изучения вопросов проектирования теоретической подготовки в адаптивном физическом воспитании, учитывая результативность освоения обучающимися знаний по физической культуре и спорту. Определение уровня сформированности теоретических знаний по физической культуре, а также необходимого перечня и содержания теоретического материала для обучающихся с ОВЗ позволит создать условия для адаптации к образовательной среде и преодолению психологических барьеров в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и колледжа. Это в свою очередь будет способствовать реализации образовательного потенциала обучающихся с ОВЗ и достижению стратегической цели адаптивного физического воспитания. Данный факт подчеркивает важность исследования данной темы. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является изучение уровня и степени усвоения теоретических знаний о физической культуре и спорте у обучающихся с ОВЗ, в том числе и инвалидов, в образовательных организациях общего и профессионального образования. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, математический анализ полученных данных. Исследование проводилось в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта, в котором приняли участие 50 обучающихся с ОВЗ и инвалидов общеобразовательных школ и колледжей (14-18 лет). Выводы и рекомендации. Полученные в процессе исследования результаты показывают, что обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют первоначальное представление о здоровье человека и его влиянии на жизнедеятельность, о способах физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности на основе базовых видов спорта, а также об исторических фактах физической культуры и спорта. Это позволило определить основные дидактические единицы и их содержание для углубленного изучения теоретических сведений на уроках по адаптивному физическому воспитанию и общие рекомендации совершенствования процесса обучения в адаптивной физической культуре.
In the conditions of improving the training process in physical culture of students with health limitations (HL), there is a need for an in-depth study of the design of theoretical training in adaptive physical education, taking into account the effectiveness of students learning knowledge in physical culture and sports. Determining the level of formation of theoretical knowledge on physical culture, as well as the necessary list and content of theoretical material for students with HL will create conditions for adapting to the educational environment and overcoming psychological barriers in the educational process of a comprehensive school and college. This, in turn, will contribute to the realization of the educational potential of students with HL and the achievement of the strategic goal of adaptive physical education. This fact underlines the importance of researching this topic. Based on the above, the aim of the study is to study the level and degree of assimilation of theoretical knowledge about physical culture and sports among students with HL, including disabled people, in educational organizations of general and vocational education. Research methods are theoretical analysis of scientific and methodological literature, testing, mathematical analysis of the data. The study was conducted at the Siberian State University of Physical Education and Sports, in which 50 students from HL and disabled general schools and colleges (14-18 years old) took part.