Проблема исследования. Сегодня все чаще обозначается актуальность проблемы профилактики и коррекции агрессивного поведения в среде младших школьников.
За последние несколько лет отечественными и зарубежными учеными был отмечен значительный рост проявлений агрессивных тенденций в школьной среде. Анализ научной психолого-педагогической литературы показывает, что большинство исследований, касающихся агрессивности и агрессии, проявлений насилия в образовательной среде посвящены подростковому возрасту (В.П. Графский, А.Г. Долгова, О.В. Мавлянова, Д.Н. Пчелинцева, Ц.А. Шамликашвили, С.В. Харитонов и др.). Если раньше агрессивность являлась характерной чертой подросткового возраста, то в настоящее время проявления агрессивности становятся актуальными уже для учеников младшего школьного возраста [2; 3; 4].
По данным статистики детского телефона доверия, который действует во всех субъектах Российской Федерации, за 2019-2020 г. в Приволжском федеральном округе поступило чуть меньше 350 тысяч обращений. Наиболее часто дети и подростки обращаются по поводу проблем во взаимоотношениях со сверстниками и по поводу учебы, а также по вопросам взаимоотношений с родителями.
Проблемное поле теоретико-прикладного исследования и его актуальность определяется противоречиями между: а) обозначенной на государственном уровне потребностью общества в осуществлении гражданского и духовно-нравственного воспитания детей, с одной стороны, и недостаточной теоретико-технологической разработанностью проблемы психолого-педагогической профилактики и коррекции неконструктивных форм поведения младших школ; б) требованиями к формированию гражданского и духовно-нравственного сознания и уровнем его научно-методического обеспечения в системе воспитания; в) возможностями разработки эффективной программы психолого-педагогической профилактики и коррекции неконструктивных форм поведения младших школьников и ее реализацией на практике. Целью психологического исследования является разработка теоретико-методологические основ содержания и практические пути внедрения модели психолого-педагогической профилактики и коррекции неконструктивных форм поведения младших школьников.
Research problem. Today, the urgency of the problem of prevention and correction of aggressive behavior among younger schoolchildren is increasingly indicated. Over the past few years, domestic and foreign scientists have noted a significant increase in the manifestations of aggressive tendencies in the school environment. Analysis of scientific psychological and pedagogical literature shows that the majority of studies on aggressiveness and aggression, manifestations of violence in the educational environment are devoted to adolescence (V.P. Grafsky, A.G. Dolgova, O.V. Mavlyanova, D.N. Pchelintseva, Ts.A. Shamlikashvili, S.V. Kharitonov and others). If earlier aggressiveness was a characteristic feature of adolescence, now the manifestations of aggressiveness are becoming relevant already for pupils of primary school age [1; 2; 3].
According to the statistics of the children's helpline, which operates in all constituent entities of the Russian Federation, in 2019-2020, slightly less than 350 thousand calls were received in the Volga Federal District. Most often, children and adolescents turn to about problems in relationships with peers and about school, as well as about relationships with parents.
The purpose of the psychological research is to develop the theoretical and methodological foundations of the content and practical ways of introducing a model of psychological and pedagogical prevention and correction of non-constructive forms of behavior in younger students.