Занимая достойное место в системе активных методов обучения, ролевые игры часто используются в составе деловых игр, на занятиях в форме тренинга, в методе погружения. Самостоятельному применению дидактических ролевых игр посвящено исследование белорусских ученых. Многолетний опыт применения групповых ролевых игр, а также введение нового ФГОС ВО 3++ позволили с иной точки зрения оценить их возможности. Была проделана предварительная аналитическая работа: теоретико-методологический анализ тренинга как психологической практики выявил его полифункциональный характер. Из этого следует, что групповые ролевые игры, применяемые в процессе тренинга, обладают аналогичными функциями. Их совокупность целесообразно считать образовательным ресурсом групповых ролевых игр для решения задач профессиональной подготовки будущих педагогов. В проведенном исследовании повышенное внимание было уделено определению содержательной характеристики выделяемых функций, которые в научных источниках упоминаются, но не всегда и не в полной мере раскрываются. Сравнительный анализ универсальных компетенций нового стандарта с содержанием процесса групповых ролевых игр позволяет предположить возможность проявления в ролевых играх системного и критического мышления, лидерских способностей, способности к взаимодействию с другими участниками команды. Цель исследования - уточнить и эмпирически проверить количество и содержание функций образовательного ресурса групповых ролевых игр, определить маркеры проявленных универсальных компетенций. В статье излагается собственный исследовательский опыт, накопленный за тридцать лет преподавания психологических дисциплин будущим педагогам в Курском государственном университете.
Taking a worthy place in the system of active learning methods, role-playing games are often used as part of business games, in classes in the form of training, in the method of immersion.The independent use of didactic role-p laying games is the subject of the study by Belarusian scientists. Many years of experience in the use of group role-playing games, as well as the introduction of the new FSES IN 3++, allowed us to evaluate their educational opportunities from a different point of view.Preliminary analytical work was done: theoretical and methodological analysis of training as a psychological practice has revealed its multifunctional nature. It follows that the group role-playing games used in the training process have similar functions. Their totality should be considered an educational resource for solving the problems of professional training of future teachers. In the study, special attention was paid to the definition of the content characteristics of the identified functions, which are mentioned in scientific sources, but are not always and not fully disclosed. A comparative analysis of the universal competencies of the new standard with the content of the group role-playing process suggests the possibility of displaying systematic and critical thinking, leadership skills, and the ability to interact with other team members in role-playing games.The aim of the study - is to clarify and empirically verify the number and content of the functions of the educational resource of group role-playing games, to determine the markers of the manifested universal competencies. The article describes my own research experience, accumulated over thirty years of teaching psychological disciplines to future teachers at Kursk State University.