Статья содержит описание результатов эксперимента, выполненного в рамках масштабного исследования цифрового чтения российских школьников. Для выявления актуальных стратегий и особенностей цифрового чтения среди российских учащихся 7-9 классов была разработана онлайн-платформа https://digitalpushkin.ru, в рамках которой дети должны прочитать 4 текста и ответить на вопросы после них. Перед тем как масштабировать исследование, необходимо было протестировать платформу, в связи с чем было проведено экспериментальное онлайн-исследование, позволившее выявить недостатки системы и пронаблюдать, каким образом пользователи взаимодействуют с платформой, цифровыми текстами и тестовыми вопросами. Оценка работы платформы и изучение взаимодействия детей с цифровым текстом проводились с помощью глубинного интервью в сочетании с методом think aloud. Из-за текущей эпидемиологической ситуации исследование было проведено дистанционно в сервисе Zoom. Целью исследования стало описание результатов экспериментального тестирования и апробации инструмента количественного исследования, представленного на платформе digitalpushkin.ru и направленного на изучение процесса цифрового чтения российских школьников. Методами настоящего исследования являются глубинное интервью, метод think-aloud, наблюдение и тестирование. Выводы и рекомендации. Полученные в процессе исследования результаты позволили выявить некоторые особенности цифрового чтения подростков: последовательное или просмотровое чтение, наличие или отсутствие возвратов к тексту, скорость чтения. Результаты показали, что дети в основном читают текст последовательно, более внимательно, если знают, что им придется отвечать на вопросы после него. С помощью глубинного интервью и метода think aloud, призванных стимулировать саморефлексию учащихся при чтении, удалось выявить специфику восприятия цифрового текста по сравнению с текстом в бумажном формате. В то же время онлайн-исследование имеет ряд ограничений: присутствие взрослого, наблюдающего за чтением подростка, провоцирует неестественное, социально ожидаемое поведение респондента. Результаты данного исследования могут быть применены при моделировании глубинного интервью в дистанционном формате среди школьников, а также в организации дальнейшего качественного исследования особенностей цифрового чтения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14148
This article is a part of the extensive study of the digital reading of Russian schoolchildren. To reveal the actual strategies and features of digital reading among Russian 7-9 graders the online platform https://digitalpushkin.ru has been created. On this web-site children are supposed to read 4 texts and answer the questions after them. Before scaling up the research the platform had to be tested, so the experimental online research was managed to reveal the flows of the system and observe how children interact with the platform, digital texts and tests. Evaluation of the platform's functioning and studying of the children's interaction with the digital text was performed with the In-depth Interview combined with the think aloud method. Because of the actual epidemiological situation the study was completely conducted online via Zoom. The purpose of the article is to describe the results of experimental testing of a quantitative research tool presented on the digitalpushkin.ru platform and aimed at studying the process of digital reading of Russian schoolchildren. The main methods of the current research are In-depth Interview, the think-aloud method used online via Zoom,observation and testing. The results of the study let us correct the plan of the future online research and also reveal some specific features of the Russian schoolchildren's digital reading. Conducting a study via Zoom with a screen sharing function made it possible to trace the features of teenager's digital reading strategies: reading coherently or superficially, with or without backtracking the text, reading with the different speed. It was revealed that children mostly read the text sequentially, more attentively, if they know they will have to answer the questions after it. Oral interview and think-aloud method, that were supposed to stimulate children's self reflection in reading, were effective in identifying cognitive mechanisms of digital text perception. At the same time online research has some limitations: the presence of an adult observing the teenager's reading provokes some unnatural, socially expected behavior of the respondent. Yet the results of the study still have very practical applications in modeling online In-depth Interview among schoolchildren and in managing a qualitative study of the features of digital reading.
The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-14148