Проблема исследования. Современные психолого-педагогические и социально-гуманитарные исследования посвящены изучению различных групп людей, в том числе людей с особыми образовательными потребностями. Активно изучаются медицинские и биологические основы дефектов, вопросы организации и реализации коррекционной помощи людям с особыми образовательными потребностями, в том числе в условиях инклюзивного образования. Однако, недостаточно внимания уделяется изучению закономерностей и особенностей личностного развития человека с особыми образовательными потребностями.
Исходя из всего выше сказанного, целью исследования является: изучение педагогических и психологических основ самореализация человека с особыми образовательными потребностями в современном обществе.
Феномен самореализации человека с особыми образовательными потребностями в настоящем исследовании изучается с позиций философско-антропологического, средового и деятельностного подходов; для диагностики специфики самореализации применялись: методика определения жизненных ценностей личности (Must-test); диагностика реализации потребностей в саморазвитии. В исследовании принимали участие подростки с особыми образовательными потребностями, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и нормальное интеллектуальное развитие. Философско-антропологический подход и, в том числе, педагогическая антропология позволяют рассмотреть человека с ограниченными возможностями здоровья как целостное активное самостоятельное существо, способное к саморазвитию и самоизменению на основе внутренних потенциальных возможностей.
Research problem. Modern psychological, pedagogical and social and humanitarian research is devoted to the study of various groups of people, including people with special educational needs. The medical and biological bases of defects, the organization and implementation of corrective assistance for people with special educational needs, including in the conditions of inclusive education, are actively studied. However, not enough attention is paid to the study of the patterns and characteristics of the personal development of a person with special educational needs.
Based on the foregoing, the purpose of the study is: to study the pedagogical and psychological foundations of self-realization of a person with special educational needs in modern society.
The phenomenon of self-realization of a person with special educational needs is studied in this study from the standpoint of philosophical-anthropological, environmental and activity approaches; to diagnose the specifics of self-realization, the following were used: the method of determining the values of the individual (Must-test); diagnostics of the realization of self-development needs. The study involved adolescents with special educational needs with musculoskeletal disorders and normal intellectual development.