Проблема исследования. Согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" [8], Концепции развития дополнительного образования детей [4], Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [2,8] одной из важных задач современного образования является создание образовательной среды, в которой сформированы полноценные условия для всестороннего и личностного развития, формирование метапредметных компетенций каждого ребёнка. Формирование таких компетенции предполагает включение ребенка в разнообразные виды деятельности, образуя условия для его личностного роста и развития ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах жизни. Теория и практика организации проектной деятельности школьников как средства развития метапредметных компетенций представлены в работах Е.С. Полат, А.Н. Худина, С.Н. Белова, Т.В. Куклина, В.М. Назаренко Пахомовой Н.Ю и других. Именно в дополнительном образовании имеются возможности создания уникальной среды, в которой учащиеся становятся двигателями и генераторами идей, могут делать выбор, свободно проявлять свою волю, раскрываться как личность, а педагог становится тьютором.
Переход на дистанционный формат работы стал серьезным испытанием как для общего, так и для дополнительного образования детей. Согласно экспресс-анализа "Ландшафт дополнительного онлайн-образования", проводившегося аналитиками Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Павловым А. В., Ершовой В. С., Родюковой А. А, для многих родителей в условиях перехода на режим дистанционного обучения немаловажным критерием к программам дополнительного образования стало обеспечение продуктивной загруженности детей во внеурочное время под присмотром опытного наставника. В условиях резко возросшей образовательной самостоятельности семьи появляется рост спроса на внеурочные образовательные программы, обеспечивающие продуктивное самообразование. Также отмечается, что не все организации дополнительного образования могут оперативно организовать онлайн среду обучения и обеспечить требуемое от этой формы качество обучения. [3]. В результате появляется потребность адаптировать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся к условиям онлайн обучения и организовать их работу таким образом, чтобы занятия в дистанционном формате были интересными, увлекательными, эмоциональными и продуктивными. [5-7]. Поэтому целью исследования - является разработка и апробация программы развития метапредметных компетенций школьников средствами проектно-исследовательской деятельности в условиях онлайн обучения в системе дополнительного образования детей.
Research problem. According to the law "On Education in the Russian Federation" [8], the Concept for the Development of Additional Education for Children [4], Federal State Educational Standards (FSES) [2,8], one of the important tasks of modern education is to create an educational environment in which full-fledged conditions are formed. for comprehensive and personal development, the formation of metasubject competencies of each child. The formation of such competence involves the inclusion of a child in a variety of activities, creating conditions for his personal growth and the development of key competencies in intellectual, civil law, communication, information and other spheres of life. The theory and practice of organizing schoolchildren's project activities as a means of developing metasubject competencies are presented in the works of E.S. Polat, A.N. Khudin, S.N. Belova, T.V. Kuklina, V.M. Nazarenko Pakhomova N.Yu and others. It is in additional education that there are opportunities to create a unique environment in which students become engines and generators of ideas, can make choices, freely express their will, open up as a person, and the teacher becomes a tutor.
The transition to a distance work format has become a serious test for both general and additional education of children. According to the express analysis "Landscape of additional online education", carried out by analysts of the Center for General and Additional Education named after A.A. Pinsky: Pavlov A.V., Ershova V.S., Rodyukova A.A, for many parents in the context of the transition to distance learning, an important criterion for additional education programs was ensuring the productive workload of children during extracurricular hours under the supervision of an experienced mentor. In the context of the sharply increased educational independence of the family, there is an increase in demand for extracurricular educational programs that provide productive self-education. It is also noted that not all organizations of additional education can quickly organize an online learning environment and ensure the quality of education required from this form. [3]. As a result, there is a need to adapt the design and research activities of students to the conditions of online learning and organize their work in such a way that distance learning is interesting, exciting, emotional and productive. [5-7]. Therefore, the purpose of the study is to develop and test a program for the development of metasubject competencies of schoolchildren by means of design and research activities in the context of online learning in the system of additional education for children.