Востребованность изучения изменений в познавательной деятельности и способах восприятия информации не только одаренными, но и обычными подростками становится все более актуальной, однако работ, посвященных клиповому мышлению и когнитивным стилям, недостаточно. Возникает вопрос о том, зависит ли клиповое мышление от когнитивного стиля "полезависимость/поленезависимость" у одаренных подростков? С помощью известных тестовых методик были изучены такие показатели клипового мышления, как многозадачность (гибкость/ригидность познавательного контроля, автоматизация познавательного контроля), скорость восприятия и обработки информации, фрагментарность восприятия, а также когнитивный стиль "полезависимость/поленезависимость". В результате эмпирически подтверждена взаимосвязь между клиповым мышлением и когнитивным стилем "полезависимость/поленезависимость" у одаренных подростков по показателю многозадачности. Не обнаружена взаимосвязь по показателям скорости восприятия и обработки информации и фрагментарности восприятия. Таким образом, познавательная деятельность одаренных подростков с клиповым мышлением связана с когнитивно-стилевыми характеристиками и предполагает автоматизированную умственную деятельность, без особых усилий приспосабливающуюся к современному информационному полю.
The demand for studying changes in cognitive activity and ways of perceiving information not only by gifted, but also by ordinary adolescents is becoming more and more relevant, but there are not enough works devoted to clip thinking and cognitive styles. The question arises as to whether clip thinking depends on the cognitive style "field dependence/independence" among gifted teenagers? Known test methods were used to study such indicators of clip thinking as multitasking (flexibility/rigidity of cognitive control, automation of cognitive control), speed of perception and information processing, fragmentation of perception, as well as the cognitive style "field dependence/independence". As a result, the relationship between clip thinking and the cognitive style "field dependence/independence" among gifted teenagers in terms of multitasking was empirically confirmed. No correlation was found in terms of the speed of perception and information processing and fragmentation of perception. Thus, the cognitive activity of gifted teenagers with clip thinking is associated with cognitive-style characteristics and presupposes automated mental activity that effortlessly adapts to the modern information field.