Статья представляет собой попытку философского осмысления необходимости существования социального типа революционера в XXI веке. Автор показывает двойственную природу как современного человека вообще, так и революционера в частности. В этой природе, с точки зрения автора, сочетаются черты характера двух шекспировских героев: Макбета и Гамлета. Революционер, полагает автор, должен стремиться к соединению в себе и удержанию двух противоположных типов существования. Подобно шекспировскому Макбету, он должен уметь быстро и решительно действовать, но ограничивать собственные стремления к бесцельному захвату власти ради власти. Подобно Гамлету, революционеру необходимо уметь детально анализировать социальную реальность и происходящее вокруг, не замыкаясь при этом на собственных ощущениях и переживаниях. Сочетание этих двух противоположных установок позволило бы революционеру осуществлять "перманентную революцию" экзистенциального плана в собственном внутреннем мире, что могло бы стать личностным основанием революционных изменений в обществе.
The article is an attempt to philosophically comprehend the necessity of the existence of a social type of revolutionary in the XXI century. The author shows the dual nature of both modern man in general and the revolutionary in particular. In this nature, from the author's point of view, the character traits of two Shakespearean heroes are combined: Macbeth and Hamlet. A revolutionary, the author believes, should strive to combine and retain two opposite types of existence. Like Shakespeare's Macbeth, he must be able to act quickly and decisively, but to limit his own aspirations to aimlessly seize power for the sake of power. Like Hamlet, a revolutionary needs to be able to analyze in detail the social reality and what is happening around him, without closing in on his own feelings and experiences. The combination of these two opposite attitudes would allow the revolutionary to carry out a "permanent revolution" of the existential plan in his own inner world, which could become the personal basis for revolutionary changes in society.