В статье предлагается взгляд на "проблему Другого" как специфическую проблему западной философской традиции или конкретно философии самосознания. На примере конкретных ходов мысли показывается принципиальная не-решаемость этого парадокса в рамках указанной традиции как в классическом ее варианте (Декарт, Гегель, Гуссерль) так и в более современных (психоанализ, экзистенциализм и т. п.) Предлагаемое же решение лежит в области обращения к мифологической традиции, утверждения в качестве фундаментальной предпосылки философствования не самотождественности и даже не несамотождественности, но Различия и множественности. Указывается, что подобные обращения являются общим местом нескольких современных философских традиций, прежде всего связанных с наследием Ж. Делеза, а также ряда дискурсивных практик, связанных с экологией.
The article proposes a view of the "problem of the Other" as a specific problem of the Western philosophical tradition or specifically the philosophy of self-consciousness. Using the example of specific courses of thought, the fundamental insolubility of this paradox is shown within the framework of this tradition, both in its classical version (Descartes, Hegel, Husserl) and in more modern ones (psychoanalysis, existentialism, etc.) The proposed solution lies in the area of referring to the mythological tradition, affirming as a fundamental prerequisite for philosophizing not self-identity and not even non-self-identity, but difference and plurality. It is pointed out that such appeals are a common place of several modern philosophical traditions, primarily associated with the legacy of J. Deleuze, as well as a number of discursive practices associated with ecology.