Тенденции развития современного образования таковы, что наряду с развитием у учащихся формально - логического мышления, актуальность приобретает и формирование диалектического мышления.
Обзор истории иследования диалектического мышления показывает,что в зарубежной психологии анализ процессов диалектического мышления находился под большим влиянием работ Ж. Пиаже [6; 7]. Ж. Пиаже рассматривал формирование интеллекта как становление формально-логических структур [6]. В этом процессе он выделял и диалектические моменты. Более того, он говорил об особых структурных диалектических преобразованиях [7].
Что же касается отечественной психологии, содержательное понимание диалектического мышления разрабатывал В.В. Давыдов [5]. Он опирался на работы Э.В. Ильенкова. Диалектическое мышление рассматривалось им как мышление, анализирующее развитие целого на основе внутреннего противоречия. Для разворачивания мыслительного процесса в каждом конкретном случае необходимо было найти исходное ключевое отношение (противоречие), которое порождало по мере становления все многообразие содержания. Конкретное содержание предполагало наличие своего уникального исходного отношения, продуктивно формализовать которое вне содержательного контекста не представлялось возможным.
По мнению Н.Е.Вераксы, диалектическое мышление входит в состав творческого мышления [4]. Давая определение креативности как особого вида способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности [1] мы можем говорить о том, что диалектическое мышление выступает как средство творческого мышления.
В последние годы в отечественной психологии возрос интерес к вопросам диагностики, формирования и развития креативности. [2,с. 12].
Повышенный интерес к этому вопросу во многом объясняется необходимостью развития соответствующих компетенций: критическое мышление, креативность, коммуникация, координация.
При формировании списка актуальных компетенций использовались выводы президента Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба, озвученные в 2016 году, и "система 4К" : критическое мышление, креативность, коммуникация, координация, которая была создана в Российской Федерации. [3]
Trends in the development of modern education are such that along with the development of formal logical thinking among students, the formation of dialectical thinking also becomes relevant. According to N. E. Veraksa, dialectical thinking is part of creative thinking [4]. When defining creativity as a special type of ability that manifests itself in the success of
creative activity [1], we can say that dialectical thinking acts as a means of creative thinking. In recent years, Russian psychology has increased its interest in the issues of diagnostics, formation and development of creativity [2, p. 12]. The increased interest in this issue is largely due to the need to develop relevant competencies: critical thinking, creativity, communication, coordination. Creativity, being one of the relevant competencies, as previously mentioned, is of particular interest. At the same time, the question of creativity research remains relevant. Being included in the structure of dialectical thinking, it is possible to identify and measure the level of creativity in the context of dialectical thinking. To solve this problem, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Pedagogical Psychology L. F. Bayanova developed a diagnostic tool-a method for classification with a variable feature of generalization (MKIPO). This technique is aimed at identifying the ability of primary school students to use the action of dialectical thinking - changing alternatives. After identifying the reliability of this technique, it is possible to use it to confirm the hypothesis about the relationship between the level of creativity and the manifestation of the ability to use the action of dialectical thinking-changing alternatives.