Формирование и развитие патриотических чувств ребенка осуществляется постепенно в процессе эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий жизни. В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) решение задач патриотического воспитания осуществляется на более элементарном уровне, чем в массовой школе. Однако работа по патриотическому воспитанию обучающихся с ОВЗ не должна быть эпизодической. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) особенно актуально для обучающихся с ОВЗ, поскольку создается развивающая образовательная и творческая среда, в которой формируется их личность. Поэтому требуется корректировка программ патриотического воспитания с учетом внедрения инновационных форм и методов работы.Цель исследования: анализ эффективности и особенностей организации патриотического воспитания детей с ОВЗ в условиях школы-интерната. Методы исследования: теоретический анализ нормативных и методических документов; разработка мероприятий патриотической направленности в форме интерактивных игр с учетом особенностей подростков с ОВЗ; рефлексивный анализ обоснованной организации педагогической деятельности.Выводы и рекомендации. Однотипностьмероприятий по патриотическому воспитанию и отсутствие учета реалий современного цифрового общества приводит к тому, что обучающиеся демонстрируют средний и ниже среднего уровень развития чувства патриотизма. Было разработано и включено в программу несколько мероприятий с применением инновационных технологий, которые способствовали повышению уровня развития чувства патриотизма у 40% респондентов. Использование современных ИКТ в реализации программ патриотического воспитания способствует формированию чувства патриотизма, социализации и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Результаты исследования могут быть использованы при разработке воспитательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
The development and formation of the child's patriotism is carried out gradually in the process of emotional mastering of specific facts, and depends on the means, forms and methods of upbringing, on the conditions of life. In boarding schools for children with disabilities, the tasks of patriotic education are solved at a more elementary level but the patriotic education should not be episodic. The use of information and communication technologies (ICT) is especially true for students with disabilities. The developing educational and creative environment for children with disabilities is created by modern ICT. Therefore, it is necessary to adjust patriotic education programs taking into account the introduction of innovative forms and methods of work.
The research aim is to analyze the effectiveness and peculiarities of the organization of patriotic education of children with disabilities in boarding school conditions.
Research methods: theoretical analysis of normative and methodological documents; development of patriotic events in the form of interactive games, taking into account the characteristics of teenagers with disabilities; reflexive-systemic analysis of the justified organization of pedagogical activity.
Discussion and Conclusions.The events of the month of patriotic education are of the same type and do not take into account the realities of modern digital society. The primary questionnaire of teenagers with disabilities showed an average and below average level of patriotism. Several events using innovative technologies were developed and included in the patriotic education program, what contributed to the increase in the level of development of a sense of patriotism among 40% of respondents. The use of modern ICT in the implementation of patriotic education programs contributes to the formation of a sense of patriotism, socialization and social adaptation of students with disabilities. The results of the study can be used in the development of educational programs for students with disabilities.