Проблема исследования. Проблема конфликтов в образовательной организации среди педагогов - недостаточно изучена. Педагогическая работа - одна из наиболее стрессовых, требующих постоянной концентрации внимания, соблюдения правил и норм поведения и, как следствие, порождающая непонимание и проблемные ситуации среди педагогов. За последнее десятилетие произошли большие перемены в социальном заказе на образование. Модернизация современной системы образования направлена на внедрение новых форм и методов обучения и воспитания детей. Нововведения затронули все стороны педагогического процесса [1]. Однако современный педагог должен осознавать и ценность накопленных идей и опыта прошлых поколений. Быстрота и перманентность этих изменений отражаются на эмоциональной, мотивационной сфере субъектов процесса образования. В период существенных перемен особую роль начинает играть психологический фактор человеческих взаимоотношений и общения в педагогическом коллективе: обостряются противоречия, которые порождают конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса [3:33]. Конфликтные ситуации могут возникать по разным причинам, но все они в условиях школьной среды усложняют и тормозят общий учебно-воспитательный процесс. Кроме того, предупредить конфликт на этапе его формирования значительно легче, чем конструктивно разрешать его полной сформированности или работать с проявившимися последствиями конфликта [5:90]. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является изучение конфликтов в педагогическом коллективе, и на основе полученных данных составление модели разрешения конфликтов, включающей в себя фазы конфликтов и их особенностей, методов регулирования конфликтности в школьной среде, взаимодействие в конфликтных ситуациях и эффективные способы их устранения.
Research problem. The problem of conflicts in the educational organization among teachers is insufficiently studied. Pedagogical work is one of the most stressful, requiring constant concentrations of attention, adherence to the rules and norms of behavior and, as a result, all of it generates misunderstanding and problematic situations among teachers. Over the past decade, there have been great changes in the social order for education. Modernization of the modern education system is aimed at introducing new forms and methods of teaching and upbringing of children. The innovations affected all aspects of the pedagogical process [1]. However, a modern teacher should be aware of the value of the accumulated ideas and experience of past generations. The speed and permanence of these changes are reflected in the emotional, motivational sphere of the subjects of the educational process. During the period of significant changes, the psychological factor of human relationships and communication in the teaching staff begins to play a special role: contradictions are aggravated, which give rise to conflict situations between participants in the educational process [3: 33]. Conflict situations can arise for various reasons, but all of them in a school environment complicate and slow down the overall educational process. In addition, it is much easier to prevent a conflict at the stage of its formation than to constructively resolve its full formation or work with the manifested consequences of the conflict [5:90]. Based on the above, the purpose of the research is analys conflicts in the teaching staff, and based on the data obtained, compilation of a conflict resolution model, which includes the phases of conflicts and their features, methods of conflict regulation in the school environment, interaction in conflict situations and effective ways to eliminate them.