Для современного педагогического образования важным является формирование готовности будущего педагога к продуктивному реагированию на различные ситуации, возникающие в рамках образовательного процесса. Соответственно, возникает вопрос об определении таких категорий, как "опыт", "продуктивный опыт", "социальный опыт", "опыт реагирования". "Опыт продуктивного реагирования" является важным компонентом профессиональной компетентности и оказывает существенное влияние на процессы образования. Отсутствие комплексного исследования, посвященного продуктивному опыту реагирования на позитивные и негативные явления, доказывает актуальность выбранной темы исследования. Обобщение эффективного педагогического опыта должно, в первую очередь, служить профессиональному обучению, помогать совершенствовать мастерство, удовлетворять профессиональную потребность учителя. Исходя из вышеуказанного, цель исследования: систематизировать теоретические основы изучения проблемы формирования у будущих педагогов опыта продуктивного реагирования на проявления буллинга. Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической отечественной и зарубежной литературы, обобщение и ранжирование ведущих теоретических выводов по рассматриваемой проблеме. Выводы и рекомендации. Буллинг, как социальное явление, с одной стороны, имеет современное прочтение и в этой связи комплексно исследуется относительно недавно. С другой стороны, элементы травли в образовательных организациях отмечались многими мыслителями прошлого, что позволяет говорить о наличии традиции обращения к данной проблеме. При этом выводы различного уровня представлены неравномерно: в философской, психологической и педагогической литературе больше внимания уделяется характеристике явления, проблеме причин и проявлений; значительно меньше внимания уделено типичным способам реагирования и практически не представлена проблема готовности педагогов к продуктивному реагированию на проявления буллинга и сущности подобного реагирования.
For modern pedagogical education it is important to form the readiness of the future teacher to react productively to various situations arising within the educational process. Accordingly, the question arises about the definition of such categories as "experience", "productive experience", "social experience", "response experience". "Productive response experience" is an important component of professional competence and significantly affects the educational processes. The lack of a comprehensive study devoting to the productive experience of responding to positive and negative phenomena proves the relevance of the chosen research topic. Summarising of effective pedagogical experience should first of all be oriented towards professional training, help to improve skills, fulfil the professional demands of a teacher. Based on all the above the main purpose of the paper is to systematise the theoretical foundations of studying the problem of forming future teachers' experience of productive response to bullying display. Methods of the paper: the review of philosophical, psychological and pedagogical Russian and foreign literature, summarising and ranking leading theoretical results in the problem. Results and conclusion. Bullying as a social phenomenon on the one hand has a modern interpretation and has been comprehensively studied relatively recently. On the other hand, elements of bullying in educational organisations were noticed by many thinkers of the past and this fact suggests that there is a tradition of rising this problem. At the same time, the findings at various levels are presented unevenly. In the philosophical, psychological and pedagogical literature, more attention is paid to the characteristics of the phenomenon, so called problem of causes and manifestations; much less attention is paid to the typical ways of responding. The problem of teachers ' readiness to respond productively to bullying display and the essence of such a response is practically not presented.