Современная образовательная система нашей страны подвергается динамичным изменениям, которые обусловлены непрерывной социально-экономической и политической трансформацией социума. Это приводит к расширению проблемного поля подготовки будущих педагогов, умеющих эффективно реализовывать образовательные стратегии в условиях постоянного преобразования образовательного пространства. В современной педагогической науке прогностическая компетентность выступает фундаментальной базой педагогического мастерства и результативности работы по улучшению качества образования.. По результатам первичной диагностики уровня сформированности прогностической компетентности магистрантов Казанского (Приволжского) федерального университета было выявлено, что только 3,7% студентов обладают высоким уровнем сформированности данного компонента. А 90,8% магистрантов педагогического направления не применяют навыков прогнозирования в своей профессионально-педагогической деятельности. Это позволяет констатировать отсутствие должного внимания к прогностической компетентности в процессе подготовки будущих педагогов как к важному фактору, обеспечивающему успешное становление будущих профессионалов образовательной системы. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий, способствующих эффективному формированию прогностической компетентности. Методы : методика "Исследование ценностных ориентаций", М.Рокич; методика "Способность к прогнозированию" Л.А. Регуш; методика "Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха" Ю.М. Орлов; методы математической, статистической обработки результатов исследования; педагогический эксперимент. Выводы и рекомендации. Выявленными и обоснованными педагогическими условиями формирования прогностической компетентности студентов педагогической магистратуры являются: систематическое формирование у магистрантов ценностных установок на профессиональное развитие , формирование устойчивого интереса к прогнозированию как неотъемлемой части эффективного педагогического процесса, актуализация процессов профессионального становления и развития прогностической компетентности; интеграция факультативного курса "Педагогическое прогнозирование". Результаты исследования могут быть использованы при обучении студентов педагогической магистратуры, в системе дополнительного образования и при проектировании образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Research problem. Modern educational system in our country is undergoing dynamic changes which are caused by continuous socio-economic and political transformation of society. This leads to the expansion of the problem of future teachers training so that they are be able to implement educational strategies effectively in the conditions of constant transformation of the educational space. According to the results of primary diagnostics of the magistracy students prognostic competence formation level in Kazan (Volga) Federal University, it was revealed that only 3.7% of students have a high level of formation of this component. And 90.8% of pedagogical magistracy students do not use prognostic skills in their professional and pedagogical activities. This allows us to state that there is a lack of attention to prognostic competence during future teachers training process. As it is an important factor that ensures the successful development of future professionals in the educational system. Thus, the aim of the study is to identify and justify the pedagogical conditions that contribute to the effective prognostic competence formation. Research methods: "Research of value orientations" method, M.Rokich; "Ability to predict" method, L.A. Regush; "The need in achieving the goal. Scale of assessment of the need to achieve success" method Y.M.Orlov; methods of mathematical and statistical processing of research results; pedagogical experiment, monitoring of research results. Conclusions and recommendations. The effectiveness of the magistracy students prognostic competence formation is provided by a system of pedagogical conditions, each of them is an essential component of the learning process, directly related to the phenomenon and necessary for its functioning. Pedagogical conditions for pedagogical magistracy student's prognostic competence formation are: the formation of steady interest to forecasting as an integral part of effective teaching process, the actualization of processes of professional formation and development of prognostic competence; systematic formation of professional development attitude and a belief in importance of a high level of prognostic competence in today's job market; integration of "Pedagogical forecasting" course. The results of the research can serve in the training of undergraduates in the pedagogical direction, in the system of advanced training and in the design of the educational process in higher educational institutions.