Пандемия COVID-19 стала уникальной проблемой для национальной системы образования. Меры по социальному дистанцированию, предполагающие перевод учебных заведений в формат дистанционного обучения, не позволили учащимся собираться на лекции и участвовать в практических занятиях в очном формате. Педагоги в процессе адаптации к новым условиям перевели свои учебные программы в онлайн-формат. Переход этот произошел во всем мире, потрясенном пандемией, однако был непростым для всех субъектов образовательного процесса. Он потребовал экстренной трансформации технологической и методологической базы педагогического процесса, а срочность и внезапность изменений, общее переживание неопределенности социальной ситуации обусловили стрессовый характер этого перехода для педагогов и учащихся, поставив под угрозу психологическую безопасность всех субъектов образовательного процесса. Цель исследования состоит в выявлении психологических проблем безопасности кризисного дистанционного обучения в условиях сокращения прямого, личного взаимодействия между субъектами образовательного процесса в пользу дистанционного онлайн-обучения, получившего распространение под влиянием пандемии COVID-19. Методы исследования. Теоретико-методологической базой исследования выступает социально-психологический подход к анализу характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса в условиях кризисного дистанционного обучения. Выводы и рекомендации. Хотя пандемия COVID-19 поставила под угрозу традиционные основы существующей системы образования, вирус стал мощным катализатором ее реформирования за счет активизации внедрения цифровых образовательных технологий, информатизации и компьютеризации образования. Эти тенденции изменили характер взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Изучение факторов и содержания этих изменений, анализ соответствия этих изменений критериям безопасности позволит выработать оптимальные методологические основания для обеспечения непрерывности деятельности системы образования в экстремальных условиях и реализации психологической безопасности субъектов образовательного процесса.
The COVID-19 pandemic has posed a unique challenge for the national system of education. Such a measure as the social distance that forced educational institutions to shift to distance learning, did not allow students to gather for in-class lectures and attend workshops in person. While adjusting to the new conditions, teachers have translated their curricula into an online format. This transition took place all over the world, shaken by the pandemic, and it was not an easy period for all subjects of the educational process. It required an urgent transformation of the technological and methodological framework of the pedagogical process. To crown it all, the urgency and abruptness of changes, the general experience of the uncertainty of this social situation resulted in a stressful nature of this transition for both teachers and students, jeopardizing the psychological security of all the subjects of the educational process. The study aims to identify the psychological security challenges of crisis distance learning in the face of declining immediate, interpersonal interaction between the subjects of the educational process in favour of online distance learning, which has become widespread under the influence of the COVID-19 pandemic. Research methods. The theoretical and methodological basis of the research is the socio-psychological approach to the analysis of the nature of the interaction between the subjects of the educational process in the context of crisis distance learning. Conclusions and recommendations. Although the COVID-19 pandemic has threatened the traditional foundations of the existing education system, the coronavirus has become a powerful catalyst for its reform through increasing the introduction of digital educational technologies, informatization and computerization of education. These trends have modified the character of interaction between the subjects of the educational process. The study of the factors and content of these changes, the analysis of the compliance of these changes with the security criteria will allow us to develop optimal methodological grounds for ensuring the continuity of the educational system in extreme conditions and the implementation of the psychological security of the subjects of the educational process.