Проблема исследования. Воспитание и образование должно быть направлено на саморазвитие и самореализацию личности. В этой связи потенциал теории и практики свободного воспитания, содержащий конструктивные педагогические концепции, которые ориентируется на гуманистические идеи оказывается особенно ценным. Свободное воспитание играет очень важную роль в демократическом обществе. Именно оно порождает идеалы равенства и сотрудничества, предлагая свое видение человеческой свободы. "Дом свободного ребенка" К.Н.Вентцеля был своего рода общиной, которая объединяла детей, их родителей и педагогов. Философско-антропологические воззрения выдающегося педагога, философа, писателя и общественного деятеля К.Н.Вентцеля развивались в русле педоцентризма. Поэтому "Дом свободного ребенка" представлял собой содружество, основанное на идеях братства, свободы и справедливости, "в котором ребенок становился подлинным центром педагогической вселенной" [2, 54]. Создавая свою школу, педагог считал, что цель воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку свободу, таким образом создать все условия для развития индивидуальности и свободной личности. Исследование опирается на литературный анализ работ К.Н. Вентцеля ("Новые пути воспитания и образования детей", "Идеальная школа будущего и способы ее осуществления", "Нравственное воспитание и свобода", "Формула развития жизни"), а также трудов, посвященных теме исследования: педагогические воззрения К.Н. Вентцеля попадают в проблемное поле М.В. Богуславского, Б.М. Бим-Бада, Г.Б. Корнетова, Е.А. Плеханова, О.Н.Арининой, М.Е. Стеклова, и др. Объективное исследование историко-культурного опыта реализации идей свободного воспитания может содействовать существенной демократизации и гуманизации образования. Целью исследования является: осуществить анализ основных факторов развития свободной личности согласно идеям К.Н. Вентцеля, выявить содержание идей воспитания свободы в его концепции, изучить сущность и раскрыть характеристику свободного воспитания в контексте психолого-педагогических исследований педагога.
Research problem. Upbringing and education should be aimed at self-development and self-realization of the individual. In this regard, the potential of the theory and practice of free education, containing constructive pedagogical concepts that is guided by humanistic ideas, turns out to be especially valuable. Free education plays a very important role in a democratic society. It is this that generates the ideals of equality and cooperation, offering its vision of human freedom. K.N. Ventzel's "House of a Free Child" was a kind of community that united children, their parents and teachers. Philosophical and anthropological views of the outstanding teacher, philosopher, writer and public figure K.N. Ventzel developed in the mainstream of pedocentrism. Therefore, the "House of a Free Child" was a community based on the ideas of brotherhood, freedom and justice, "in which the child became the true center of the pedagogical universe" [2, 54]. Creating his own school, the teacher believed that the goal of upbringing is to give the child freedom, thus creating all the conditions for the development of individuality and a free personality. The study is based on a literary analysis of the works of K.N. Ventzel ("New ways of raising and educating children", "The ideal school of the future and ways of its implementation", "Moral education and freedom", "Formula for the development of life"), as well as works devoted to the topic of research: the pedagogical views of K.N. Ventzel fall into the problem field of M.V. Boguslavsky, B.M. Bim-Bada, G.B. Kornetova, E.A. Plekhanov, O. N. Arinina, M. E. Steklov, et al. Essential democratization and humanization of education can be facilitated by an objective study of the historical and cultural experience of the implementation of the ideas of free upbringing. The aim of the study is: to analyze the main factors in the development of a free personality according to the ideas of K.N. Ventzel, to reveal the content of the ideas of upbringing freedom in its concept, to study the essence and reveal the characteristics of free upbringing in the context of the teacher's psychological and pedagogical research.