Мотивация педагогической деятельности, являясь интегральной характеристикой личности учителя, задает "вектор" ее развития, определяет степень вовлеченности в профессиональную деятельность, определяет отношение к детям и отражает жизненные ценности и ориентации педагога, что в итоге обусловливает успешность педагогической деятельности в целом. Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что у современных студентов мотивы выбора профессии педагога и поступления в педагогический вуз не соответствуют педагогической деятельности и связаны либо с интересом к определенному предмету, либо вообще не связаны с интересом к педагогической деятельности. Кроме того, ряд исследователей отмечают, что большая часть современных учителей ориентирована на предметную сторону труда, на передачу знаний по дисциплине, что влечет за собой развитие лишь когнитивной сферы личности школьников, тогда как процесс воспитания, направленный на развитие духовно-нравственных качеств и социокультурных ценностей личности, отходит на второй план. В связи с этим, цель данного исследования заключалась в эмпирическом выявлении особенностей ведущих мотивов учебно-воспитательной деятельности у современных студентов педагогического вуза. Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: сравнительный анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы сбора данных, методы математико-статистической обработки результатов исследования (t-критерий Стьюдента). Эмпирическое исследование проводилось с помощью психодиагностической методики "Тест на определение иерархической структуры мотивационной сферы учителя и ведущих мотиваций педагогической деятельности", предложенной Е. Ю. Артемьевой, К. В. Вербовой, Г. В. Парамей. Экспериментальную базу составили 248 человек, учащихся вторых и третьих курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, будущих учителей. 113 человек, участвовавших в эксперименте, являются студентами физико-математического факультета, 135 - студентами факультета иностранных языков.
Abstract. The motivation of pedagogical activity, being an integral characteristic of the teacher's personality, sets the "vector" of its development, determines the degree of involvement in professional activities, determines the attitude towards children and reflects the life values and orientations of the teacher, which ultimately determines the success of pedagogical activity as a whole. The analysis of pedagogical and psychological studies shows that modern students ' motives for choosing the profession of a teacher and entering a pedagogical university do not correspond to pedagogical activity and are associated either with an interest in a particular subject, or are not related to an interest in pedagogical activity at all. In addition, a number of researchers note that most modern teachers are focused on the subject side of work, on the transfer of knowledge in the discipline, which entails the development of only the cognitive sphere of the personality of schoolchildren, while the process of education, aimed at the development of spiritual and moral qualities and socio-cultural values of the individual, fades into the background. In this regard, the purpose of this study was to empirically identify the features of the leading motives of educational activity in modern students of a pedagogical university. Research methods. The following methods were used in the study: comparative analysis of psychological and pedagogical literature, empirical methods of data collection, methods of mathematical and statistical processing of research results (Student's t-test). The empirical study was conducted using the psychodiagnostic method "Test for determining the hierarchical structure of the teacher's motivational sphere and the leading motivations of pedagogical activity", proposed by E. Y. Artemyeva, K. V. Verbova, G. V. Paramey. The study involved 248 2nd - 3rd year students of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev." 113 people who participated in the experiment are students of the Faculty of Physics and Mathematics, and 135 are students of the Faculty of Foreign Languages.