Современное цифровое общество диктует новые форматы развития студенческой молодежи. Социальные сети и мессенджеры, регулярное использование цифровых и медиа-технологий приводят нас не только к положительным аспектам, но и негативным - деструктивным проявлениям молодежи. Исследования в области профилактики и минимизации деструктивного поведения студентов высшей школы - миссия нашего исследования. Проблематика, находящая свое решение путем организации просветительной деятельности и методических предложений по созданию образовательной программы для студентов вуза. Ориентация на развитие молодежи в России, заявленная в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, требует применения комплексных мер, в том числе по формированию целостного позитивного мировоззрения у представителей данной возрастной группы, расширению их возможностей для эффективной самореализации, пропаганде здорового образа жизни, профилактике правонарушений, повышению культуры информационной безопасности в молодежной среде. Противодействие проявлениям деструктивного поведения в цифровой среде и их профилактика - одни из способов достижения этих целей. Целью исследования является изучение цифровых компетенций обучающихся высшей школы, а также создание алгоритмов по выявлению и реагированию деструктивного поведения распространяемого в сети Интернет. Была изучена психологическая, педагогическая и методическая литература зарубежных и отечественных авторов, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом. Кроме того были использованы такие традиционные методы как: наблюдение за ходом образовательного процесса и деятельностью обучающихся. Для апробации созданных алгоритмов реагирования деструктивного поведения был проведен курс практических занятий и мастер-классов с обучающимися Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. В рамках исследования, а так же цикла проведенных практических занятий, на основе рассмотрения процесса раннего выявления и реагирования на деструктивное поведение обучающихся высших учебных заведений, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет, созданы методические рекомендации, которые могут найти практическое применение в рамках учебной и воспитательной деятельности высшей школы. Полученные результаты исследования свидетельствуют о высоком уровне принятия данной тематики среди студентов высших учебных заведений, а также о необходимости развития данной формы работы.
The modern digital society dictates new formats of student youth development. Social networks and messengers, the regular use of digital and media technologies lead us not only to positive aspects, but also to negative - destructive manifestations of young people. Research in the field of prevention and minimization of destructive behavior of high school students is the mission of our research. Problems that are solved by organizing educational activities and methodological proposals for creating an educational program for university students. The focus on youth development in Russia, stated in the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025, requires the use of comprehensive measures, including the formation of a holistic positive outlook among representatives of this age group, expanding their opportunities for effective self-realization, promoting a healthy lifestyle, preventing offenses, and improving the culture of information security among young people. Countering and preventing destructive behavior in the digital environment is one of the ways to achieve these goals. The purpose of the study is to study the digital competencies of students of higher education, as well as to create algorithms for identifying and responding to destructive behavior spread on the Internet. Psychological, pedagogical and methodological literature of foreign and domestic authors, whose authority and scientific reputation are recognized by the scientific community, was studied. In addition, such traditional methods as monitoring the progress of the educational process and the activities of students were used. To test the created algorithms for responding to destructive behavior, a course of practical classes and master classes was conducted with students of the Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky. Within the framework of the study, as well as the cycle of practical classes conducted, based on the consideration of the process of early detection and response to the destructive behavior of students of higher educational institutions, manifested under the influence of negative information distributed on the Internet, methodological recommendations have been created that can find practical application in the educational and educational activities of higher education. The results of the study indicate a high level of acceptance of this topic among students of higher educational institutions, as well as the need to develop this form of work.