Стратегические цели профессиональной педагогической деятельности сегодня связываются с актуальными тенденциями социального развития и во многом обусловленными процессами цифровизации общества. Цели модернизации образования, обогащения и необходимой трансформации образовательных результатов формулируются в официальных государственных, прогнозных аналитических документах и научных публикациях.
Целеполагание рассматривается исследователями педагогической деятельности в качестве системообразующего компонента. Связанный с целеполаганием аспект педагогической компетентности приобретает особое значение в условиях меняющихся запросов к образованию, с возрастанием разнообразия возможностей цифровой образовательной среды. Но в педагогической практике явно проявляется "второй цифровой разрыв", вызываемый существенными различиями в деятельности учителей и преподавателей, которые видят перспективные образовательные результаты, эффективно, продуктивно, творчески используют многофункциональные цифровые технологии, и педагогической деятельностью в традиционной парадигме. Постоянная актуализация педагогических приоритетов в процессе динамичной цифровизации общества и образования становится обязательным атрибутом деятельности совеменного педагога.
В соответствии с этим, цель исследования заключается в выявлении ключевых позиций содержания изменений в педагогическом целеполагании при построении учебного процесса в образовательной среде с цифровым расширением и анализе степени понимания этих изменений учителями школ и преподавателями вузов, осуществляющими подготовку будущих учителей. Методы исследования. В исследовании использованы теоретические методы изучения психологических и педагогических научных публикаций, связанных с проблематикой целеполагания в педагогической деятельности, а также, количественные методы исследования, а именно анонимное анкетирование.
Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости соблюдении приоритета расширенного педагогического целеполагания, обеспечивающего функционирование цифровой образовательной среды в качестве инновационного комплекса условий профессиональной педагогической и учебной деятельности. Поэтому необходимо систематизировать и усилить в содержании программ подготовки будущих педагогов и дополнительных профессиональных программах, адресованных преподавателям педагогических вузов, разделы, способствующие развитию способности осознавать и ставить конкретные, контролируемые образовательные цели, отражающие многогранные возможности цифровой среды в соотнесении с актуальными запросами к образованию.
The strategic goals of the professional-pedagogical activity are associated with current trends in social development, frequently directly related to the digitization of various spheres of life. The goals of enriching and transforming educational results are formulated in official and analytical scientific documents.
Goal-setting is considered by pedagogical activity researchers as a system-forming component. The related pedagogical competence aspect is of great relevance in the context of changing demands for education and increasing digital educational environment diversity. But in current teaching practice, significant problems are associated with it. The "second digital divide" is clearly manifested, caused by significant differences in teachers' activities who apprehend perspective educational results, and productively, creatively apply multifunctional digital technologies and pedagogical activities in the traditional paradigm. Continuous updating of the pedagogical priorities in line with the dynamic society and education digitization grows to be an essential quality of the modern teacher activity.
The purpose of the current research is to identify the key positions of changes in pedagogical goal-setting in an educational environment with digital expansion and to investigate the level of understanding of these changes by school teachers and university teachers. Research methods. The study applied theoretical methods of studying psychological and pedagogical scientific publications associated with the problem of goal-setting in pedagogical activity, as well as quantitative research methods, particularly anonymous questioning.
Discussion and Conclusions. The study supports the conclusion that it is required to comply with the priority of extended pedagogical goal-setting, which ensures the functioning of the digital educational environment as an innovative educational conditions complex. Therefore, it is necessary to systematize and strengthen the content of training programs for future teachers and advanced training programs for academic teachers in sections that contribute to the empowerment of the ability to realize and set specific, controlled educational goals, reflecting the multifaceted facilities of the digital environment.