Аннотация. Усиливающиеся негативные тенденции, наблюдающиеся в современном российском обществе, обусловили изменения в государственной политике по отношению к воспитанию граждан. Ведущая роль в реализации новых задач отводится педагогам, осуществляющим воспитание обучающихся как составляющую педагогического процесса. Значительным потенциалом для развития личности, их самоопределения, воспитания в духе патриотизма и гражданственности, обладают образовательные программы. Однако анализ опыта школьных учителей показывает, что они испытывают сложности в воспитании детей в процессе освоения образовательных программ. Сложившаяся ситуация ставит перед педагогическими вузами задачу подготовки бакалавров и магистров педагогики всех профилей к реализации воспитывающих возможностей школьного урока. С учетом вышесказанного целью исследования является: изучение практики подготовки будущих учителей физики к реализации воспитательного потенциала школьного урока в процессе обучения в вузе. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анализ опыта организации профессиональной подготовки учителей физики в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева. Участниками исследования стали 23 студента выпускного курса, обучающиеся по профилю "Физика и информатика".
Выводы и рекомендации. Исследование показало, что студенты педагогического университета достаточно хорошо овладели методическими знаниями, методически правильно организуют учебный процесс. Вместе с тем наблюдаются размытость представлений студентов о понятии "потенциал урока физики", трудности при формулировании воспитательных целей обучения, нехватка дополнительных возможностей для реализации воспитывающего потенциала школьного урока, что свидетельствует о необходимости внесения изменений в систему профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов.
The growing negative trends observed in modern Russian society have led to changes in state education policy. The leading role in the implementation of new tasks is assigned to teachers who educate students as a component of the pedagogical process. Educational programs have a significant potential for personal development, self-determination, education in the spirit of patriotism and citizenship. However, analysis of the educational process shows that schoolteachers experience difficulties in educating children in the process of mastering educational programs. The current situation sets for pedagogical universities the task of preparing bachelors and masters of pedagogy of all profiles for the implementation of the educational possibilities of the school lesson. In view of the abovementioned, the purpose of the study is: to study the practice of preparing future physics teachers to realize the educational potential of a school lesson in the process of teaching at a university.
Research methods: analysis of psychological and pedagogical literature; analysis of the experience of organizing professional training of physics teachers at the I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. Participants of the study were 23 graduate students studying in the field of "Physics and Informatics".
Conclusions and recommendations. The research showed that the students of the pedagogical university have mastered the methodological knowledge quite well, and they organize the educational process correctly. At the same time, there is a blurred understanding of students about the concept of "a physics lesson potential", difficulties in formulating educational goals of education, and a lack of additional opportunities for realizing the educational potential of a school lesson, which indicates the need to amend the system of professional and pedagogical training of future teachers.