Значительная часть школьников принимая участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, успешно подтверждают свои способности в овладении предметными знаниями, умениями и компетенциями. Однако, немногим выпускникам школ, проявившим высокий уровень освоения знаний, умений и навыков, удается реализовывать полученные знания и умения в самостоятельной жизни. Проблема состоит в том, что современная школа, прилагая значительные усилия к предметному обучению, развитию умственных способностей школьников, не уделяет достаточного внимания их личностному становлению и совершенствованию. Наряду с развитием интеллектуальной сферы школьника, необходимо обеспечить паритетное становление и других сфер его личности. Задача современной школы состоит в достижении определенного баланса в организации процессов обучения и воспитания, социализации и личностного развития детей. Целью исследования является разработка надпредметной психолого-педагогической технологии, направленной на преодоление дисбаланса в личностном становлении и развитии школьника. Методы исследования. В работе применяется системный подход к анализу проблемы дисбаланса в личностном развитии, использован метод моделирования базовых сфер человеческой деятельности, а также методы компьютерной обработки статистических данных, методы визуализации полученных результатов. Выводы и рекомендации. На основе обзора сфер человеческой деятельности авторами определены базовые сферы учебно-познавательной деятельности школьника. В качестве инвариантного ядра выделены три поля деятельности школьника: "поле интересов", "поле обязанностей" "поле запретов". Преодоление дисбаланса в личностном развитии школьника достигается за счет соразмерности трех полей деятельности.Показателями личностного становления и развития школьника выступают ожидаемые изменения, которые достигаются под воздействием специально подготовленных и планомерно проводимых воспитательных действий и содействий, направленных на преодоление дисбаланса - это изменения психического состояния, мировоззрения и сознания, способа деятельности и ценностных ориентаций и т.д. Для достижения эффективности в работе по предупреждению и преодолению дисбаланса в личностном развитии необходимо обеспечить единство требований к ребенку со стороны школьного психолога, классного руководителя, учителей-предметников и родителей.
A significant part of schoolchildren, taking part in academic olympiads and skill competitions of different level, successfully confirm their subject knowledge, skills and competencies. However, few school graduates who have shown a high level in mastering knowledge, skills and abilities manage to implement the acquired knowledge and skills in life. The problem is that the modern school, making significant efforts in subject teaching, in the development of the mental abilities of schoolchildren, does not pay enough attention to their personal development and improvement. Along with the development of the student's intellectual sphere, it is necessary to ensure the formation of other spheres of his personality. The task of the modern school is to achieve a certain balance in organization of the processes of education and upbringing, socialization and personal development of children.
The aim of the study is to develop a meta-subject psychological and pedagogical technology aimed at overcoming the imbalance in the personal formation and development of schoolchildren. Research methods. A systematic approach to the analysis of the problem of imbalance in personal development, the method of modeling the basic spheres of human activity, as well as methods of computer processing of statistical data, methods of visualizing the results are used in the work. Conclusions and recommendations. According the spheres of human activity, the authors identified the basic spheres of educational and cognitive activity of a schoolchild. Three fields of a schoolchild's activity are singled out as an invariant nucleus: "the field of interests", "the field of responsibilities" "the field of prohibitions". Overcoming the imbalance in the student's personal development is achieved through the proportionality of the three fields of activity. The indicators of the student's personal formation and development are the expected changes that are achieved under the influence of specially prepared and systematically conducted educational actions and assistance for overcoming the imbalance - these are changes in the mental state, worldview and consciousness, the way of activity and value orientations, etc. To achieve efficiency in preventing and overcoming imbalances in personal development, it is necessary to ensure the unity of the requirements for the child from the school psychologist, class teacher, subject teachers and parents.