Современные процессы развития мирового и отечественного образования ориентированы на воспитание свободной личности, готовой нести ответственность за свои поступки и мысли. В качестве образовательной системы, обладающей воспитательными возможностями для формирования саморазвивающейся личности можно рассматривать дополнительное образование, являющееся уникальным для нашей страны. Вместе с тем, на сегодняшний день в педагогической науке отсутствует теоретико-методологическое обоснование подходов к организации педагогического сопровождения саморазвития обучающихся в условиях дополнительного образования, опирающихся на процессуальные основы экзистенциального проектирования. Целью исследования является разработка теоретико-методологических оснований и методических средств педагогического сопровождения саморазвития подростков в условиях дополнительного образования. В статье представлена ведущая идея исследования, закономерности, условия и принципы рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании. Подход разработан автором статьи под руководством профессора М.И. Рожкова в контексте научной школы экзистенциальной педагогики. На основе подхода разработана модель педагогического сопровождения, которая прошла апробацию в рамках деятельности опытно-экспериментальной площадки Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (2017-2020) и Научного центра Российской академии образования при Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского" (с 2021 года), открытой на базе Детско-юношеского центра космического образования "Галактика" города Калуги. Отдельные полученные эмпирические результаты представлены в настоящей статье.
Modern processes of development of world and domestic education are focused on the upbringing of a free personality, ready to bear responsibility for their actions and thoughts. Additional education, which is unique for our country, can be considered as an educational system with educational opportunities for the formation of a self-developing personality. At the same time, today in pedagogical science there is no theoretical and methodological substantiation of approaches to the organization of pedagogical support of self-development of students in conditions of additional education, based on the procedural foundations of existential design. The aim of the study is to develop theoretical and methodological foundations and methodological means of pedagogical support for self-development of adolescents in conditions of additional education. The article presents the leading idea of the research, patterns, conditions and principles of the reflexive-value approach to pedagogical support of self-development of adolescents in additional education. The approach was developed by the author of the article under the guidance of Professor M.I. Rozhkov in the context of the scientific school of existential pedagogy. Based on the approach, a model of pedagogical support was developed, which was tested within the framework of the experimental site of the Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education (2017-2020) and the Scientific Center of the Russian Academy of Education at the Yaroslavl State Pedagogical University. K. D. Ushinsky "(since 2021), opened on the basis of the Children and Youth Center for Space Education" Galaktika "in the city of Kaluga. Some of the empirical results obtained are presented in this article.