Проблема материнства - одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ психологической помощи семье. Материнство связано с социальной ситуацией развития, неотрывно от исторически возникающих культурных средств формирования человеческой личности, частью которого является образование. Данной проблеме посвящены работы И. В. Добрякова, Г. В. Скобло, С. Ю. Мещеряковой, А. Я. Варга, А. С. Спиваковской, Г. Г. Филипповой, Р. В. Овчаровой и др. Вопросы формирования готовности к материнству в юношеском возрасте раскрыты в работах И. А. Алленова, И. П. Каткова, Л. Г. Камсюк, О. Н. Лебединской, С. Ю. Мещеряковой, Ю. П. Петренко и др. Круг проблем, связанных с подготовкой девушек студенток к выполнению материнских функций в новых социально-экономических условиях в отечественной педагогике практически не разрабатывается и на данный момент по-прежнему остается актуальным. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: выявление особенностей готовности к выполнению материнских функций у студентов. Методы исследования: теоретические - анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы - анкетирование. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева". В эксперименте приняли участие 156 студентов старших курсов направления подготовки "бакалавриат". Выводы и рекомендации. В ходе исследования был составлен социально-психологический портрет студентки, раскрывающий характерные особенности готовности к выполнению воспитательных функций. Полученные в ходе анкетирования данные дополнили психологическую характеристику девушек-студенток в плане развития их материнских функций, позволили систематизировать сведения об основных компонентах готовности к материнству. Анализ результатов исследования позволил также сделать вывод об отсутствии готовности к материнству у студенток вуза и необходимости организации формирующей работы в будущем.
The problem of motherhood is one of the most difficult and underdeveloped areas of modern science. The relevance of its study is dictated by the contradiction between the severity of demographic problems associated with falling birth rates, a huge number of falling apart families, an increase in the number of orphaned children with living parents, an increase in the number of cases of child abuse and undeveloped programs of psychological assistance to families. Motherhood is associated with the social situation of development, inseparably from the historically emerging cultural means of shaping the human personality, of which education is a part. The work of I.V.Dobryakov, G.V.Skoblo, S.Yu.Meshcheryakova, A.Ya.Varga, A.S.Spivakovskaya, G.G.Filippova, R.V.Ovcharova and others are devoted to this problem. readiness for motherhood in adolescence is revealed in the works of I.A.Allenov, I.P.Katkov, L.G.Kamsyuk, O.N.Lebedinskaya, S.Yu.Meshcheryakova, Yu.P.Petrenko and others. Related to the preparation of female students for the performance of maternal functions in the new socio-economic conditions in domestic pedagogy is practically not developed and at the moment is still relevant. Thus, the purpose of the current research: is to define the characteristics of students' readiness to perform maternal functions.