Вопрос предупреждения профессиональной деформации педагога в образовательной организации вызывает стабильный интерес со стороны науки и практики в контексте повышения качества оказания образовательных услуг обучающимся в образовательной организации. Профессиональная деформация педагога это изменения качеств педагогического работника под влиянием профессиональной деятельности, социальных (внешних) и индивидуальных (внутренних) факторов, негативно влияющих на качество осуществления трудовых функций субъекта педагогического труда, выстраивания профессионально-личностной перспективы жизнедеятельности, путей самосовершенствования и самореализации. Проблема изучения предупреждения профессиональной деформации педагога периодически возникает в дискурсе отечественной и зарубежной педагогической науки (С.П. Безносов [1], С.А. Водяха [2], Е.В. Захарова [3], А.В. Логинова [4], О.Б. Полякова [5] и др.). Требование времени таково, что руководителю образовательной организации необходимо предоставить каждому педагогу возможность формировать индивидуальную образовательную линию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста в образовательной организации [2], [3], [5]. В ходе теоретического анализа проблемы предупреждения профессиональной деформации педагога выявлены и обоснованы теоретические аспекты формирования профессиональной деформации педагога в образовательном учреждении. Целью исследования является реализация диагностического инструментария в рамках определения профессиональной деформации педагога, определение психолого-педагогических условий предупреждения профессиональной деформации педагога. Методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; качественный и количественных анализ результатов исследования; статистический и графический методы анализа диагностического инструментария. В исследовании по диагностике предупреждения профессиональной деформации педагога приняли участие 30 педагогов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Пригородная средняя общеобразовательная школа № 1" Оренбургской района Оренбургской области. В рамках исследования обоснована и экспериментально апробирована концентрическая модель предупреждения профессиональной деформации педагога включающая три концентра: мотивационный (осознание педагогом характера собственной деформации), когнитивный (практическая работа основана на диагностике особенностей профессиональной деформации педагога), поведенческий. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что деформация педагогов [1] есть когнитивное искажение, дезориентация личности, характеризующаяся следующими признаками: давление личностных и/или профессиональных факторов, формирование специфического типа личности. Результаты данного исследования могут быть использовано в системе мер профилактики и коррекции профессиональной деформации педагога, реализуемых в системе образования.
The issue of preventing the professional deformation of a teacher in an educational organization is of stable interest from science and practice in the context of improving the quality of educational services provided to students in an educational organization. Professional deformation of a teacher is changing qualities of teaching staff under the influence of professional activity, social (external) and private (internal) factors affecting quality of work functions of the subject of pedagogical work, building personal and professional perspectives of life, ways of self-improvement and self-realization. The problem of studying the prevention of professional deformation of a teacher periodically arises in the discourse of domestic and foreign pedagogical science (S. P. Beznosov [1], S. A. Vodiakha [2], E. V. Zakharova [3], A.V. Loginova [4], O. B. Polyakova [5]. In the course of the theoretical analysis of the problem of preventing the professional deformation of a teacher, the theoretical aspects of the formation of professional deformation of a teacher in an educational institution have been identified and substantiated. The aim of the research is the implementation of diagnostic tools within the framework of determining the professional deformation of a teacher, the definition of psychological and pedagogical conditions for preventing the professional deformation of a teacher. Research methods: review and analytical, including theoretical analysis of the literature on the problem under study; qualitative and quantitative analysis of research results; statistical and graphical methods of analysis of diagnostic tools. 30 teachers of the Municipal Budgetary Educational Institution "Suburban Secondary School No. 1" of the Orenburg District of the Orenburg Region took part in a study on the diagnosis of prevention of professional deformation of a teacher.