Глубокое понимание мотивации студентов, изучающих иностранный язык, несет важную педагогическую ценность. Однако исследовать мотивацию у студентов к иностранному языку является сложным по своей структуре, принимая во внимание то, что существуют разные способы и инструменты, используемые исследователями в рассмотрении различных аспектов этой конструкции. К примеру, З. Дёрнеи отметил, что несмотря на растущее методологическое осознание, разработка многих мотивационных анкет в области изучения иностранного языка не охватывает в полной мере необходимых теоретических и, особенно, практических знаний по ее обработки, поскольку можно найти исследования, которые начинаются с увлекательных исследовательских вопросов, но, вместе с тем они имеют изъяны по их составлению или анализированию. Следовательно, основной проблемой является отсутствие эмпирически обоснованных доказательств адекватными психометрическими свойствами с точки зрения надежности и валидности анкет. Исходя из вышеуказанного, целью исследования является: осуществить анализ опыта практической разработки исследовательского инструментария по мотивации студентов к изучению иностранного языка и выявить основные принципы и этапы качественного построения данных опросников. В статье исследуется опыт как отечественных, так и зарубежных авторов в применении мотивационного анкетирования. Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе психологической и педагогической литературы; рефлексивно-системный анализ разработанных опросников. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости выбора адекватных методик по разработке мотивационных анкет, а также эффективных инструментов в обработке полученных данных. Предложенный анализ о психометрических свойствах анкет будет информативен для исследователей и педагогов, интересующихся вопросами, связанными с мотивацией изучения иностранного языка. Разработчики будущих инструментов по мотивации могут включить дополнительные переменные, релевантные для их специфических образовательных условий и обладать хорошим потенциалом для совершенствования иноязычной педагогической практики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке качественного исследовательского инструментария по изучению мотивации у студентов к иностранному языку и выстраивании лучших и более эффективных педагогических стратегий в методике преподавания иностранного языка с учетом современных условий динамично развивающегося мира.
A deeper understanding of the language learners' motivation has an important pedagogical value (Nikitina L., Mohd D. Z. & Cheong S. L.,2016; Wilson R. & Dewaele J. M., 2010). However, investigating students' motivation in foreign language learning is complicated in its nature, taking into account the fact that there are different ways and tools used by researchers in considering various aspects of this construct (Gordeeva Т. О., Sychev О. А. & Osin Е. Н., 2014). For instance, Z. Dörnyei noted that in spite of the growing methodological awareness, the design of many motivational questionnaires in the field of foreign language learning does not fully cover the necessary theoretical and, especially, practical knowledge of its adequate processing (Dörnyei Z. & Csizér K.,2012). It is possible to find studies which start out with exciting research questions but are flawed with a bad design or inadequate analysis (Dörnyei Z. & Taguchi T., 2009). Consequently, the main problem of the research is a lack of empirically based evidence based on adequate psychometric properties in terms of the reliability and validity of the questionnaires. Based on the foregoing, the aim of the study is: to analyze the experience of implementing motivation research tools for students, learning a foreign language and to identify the main principles and steps of qualitative construction of questionnaires. The article examines the experience of both national and foreign scientists in the use of motivational surveys. Research methods: theoretical methods, among which there is the analysis of the research subject based on the study of psychological and pedagogical literature; reflective-system analysis of designed questionnaires. Conclusions and recommendations. The study allows us to conclude that it is necessary to choose appropriate methodology for designing motivational surveys and effective tools for processing the obtained data. The proposed analysis of the questionnaires' psychometric properties will be informative for researchers and teachers interested in questions related to the motivation of learning a foreign language. Developers of future motivation instruments may want to include additional variables that are relevant for their specific educational settings and that have a good potential to improve foreign-language teaching practice. The results of the study can be used in designing high-quality motivation research instruments for learning a foreign language by students and building better and more effective pedagogical strategies in the methodology of teaching a foreign language, taking into account the current conditions of a dynamically developing world.