В настоящее время, несмотря на планомерную и систематическую деятельность различных образовательных учреждений, направленную на воспитание безопасности жизнедеятельности детей, имеются еще некоторые пробелы в полноценном содержании образовательных программ по развитию у детей личностной ориентированности на знакомство с социальным миром и формирование социальных навыков. Особенно это связано с задачей формирования у дошкольников основ культуры безопасности, решение которой во многом зависит от деятельности педагогов дошкольного образования. Часто именно дошкольное образовательное обеспечивает расширение персональных ресурсов формирования у дошкольников основ культуры безопасности. В этой связи, становится важным, чтобы в дошкольном детстве любому ребенку было доступно обогащение его индивидуального социокультурного опыта, который впоследствии станет для него фундаментом для всестороннего развития. Таким образом, в педагогической практике остается актуальным вопрос о поиске в условиях дошкольных образовательных организаций новых возможностей и путей для успешной работы по основам безопасности детей с целью формирования у них безопасного поведения, т.е. для предоставления им главных установок поведения в опасных для жизни ситуациях. Отсюда, возникает проблема о характере изменений в образовательном процессе дошкольных учреждений касательно процесса социально-коммуникативного развития дошкольников, нацеленного на формирование у них представлений об адекватном поведении в сложных и непредвиденных ситуациях.
Цель исследования: исследование возможностей деятельности воспитания культуры безопасного поведения у детей и на этой основе - формирования у них познавательных потребностей, связанных с безопасной жизнедеятельностью в окружающей среде.
Currently, despite the systematic activities of various educational institutions aimed at raising the safety of children, there are still some gaps in the full content of educational programs for the development of personal orientation in children to get to know the social world and develop social skills. This is especially connected with such a task as the formation of the foundations of a safety culture among preschoolers, the solution of which largely depends on the activities of preschool teachers. And often it is preschool education and its process that provides the expansion of personal resources for the formation of the foundations of a safety culture in preschoolers. In this regard, it becomes important that in preschool childhood any child has access to the enrichment of his individual socio-cultural experience, which will later become the foundation for all-round development for him. Thus, in pedagogical practice, the question of finding new opportunities and ways for successful work on the fundamentals of children's safety in order to form safe behavior in them, that is, to provide them with the main attitudes of behavior in life-threatening situations. Hence, a problem arises about the nature of changes in the educational process of preschool institutions regarding the process of social and communicative development of preschoolers, aimed at forming their ideas about adequate behavior in difficult and unforeseen situations.
The research aim is to study the possibilities of fostering a culture of safe behavior in children and, on this basis, the formation of their cognitive needs associated with a safe existence in the environment.