Проблема исследования. Вопрос о формировании конфликтологической компетентности у младших школьников вызывает интерес у всех участников образова- тельного процесса повсеместно. Формирование и укрепление благоприятного психологиче- ского климата в образовательном учреждении является одним из эффективных средств, направленных на снижение конфликтности каждого его участника, как отмечает Петро- ва Н.Ф. [6]. Развитие конфликтологической культуры в школе является ключевой задачей, которую нужно решать в условиях жизнедеятельности образовательной организации. Большую роль в этом процессе играют школьные педагоги-психологи. Их арсенал должен ежегодно пополняться новыми видами тренингов, круглых столов, способствующих форми- рованию конфликтологической культуры, улучшению психологического климата в коллекти- ве [5]. Профилактика деструктивных отношений среди обучающихся младшего школьного возраста может проводиться также и другими работниками педагогической сферы, одна- ко на современном этапе, учитывая широкую вариативность стратегий поведения в кон- фликтных ситуациях, данная проблема не нашла своего полного разрешения [4]. Поиск аль- тернативной формы разрешения проблемного вопроса в отношениях между учащимися яв- ляется одним из главных камней преткновения на пути к бесконфликтной среде на первой ступени школьного образования [5]. Соответственно, целью нашего исследования являет- ся эффективное формирование конфликтологической компетентности у младших школьни- ков посредством создания концептуальной модели компонентов компетентности, исполь- зуемой педагогами и/или родителями. Неподготовленность обучающегося младшего школь- ного возраста к разрешению проблемных ситуаций осложняет межличностные контакты, затрудняет взаимопонимание как при общении со сверстниками, так и с родителями и пе- дагогами, а также препятствует достижению обучающимися возможных успехов в раз- личных видах развивающей деятельности. У младших школьников недостаточно знаний и опыта поведения в конфликтных ситуациях, они обладают конфликтной компетентно- стью на низком уровне, не могут выстраивать конструктивный диалог в конфликте, зани- мают агрессивно-защитную позицию (необходимо сделать акцент на том, что основы конфликтологической компетентности закладываются еще в раннем детстве в ходе ста- новления и функционирования отношений ребенка, к основным механизмам ее развития от- носятся: подражание, идентификация, отчуждение) [4] и именно поэтому необходимо осуществлять целенаправленную работу, которая будет нацелена на развитие способности к конструктивному разрешению конфликтов у младших школьников. Разработанная нами модель на основе постулатов компетентностного подхода, аналитических данных о психо- физиологических особенностях современных и нормативно-правовых документах, опреде- ляющих основной портрет обучающегося младшего школьного возраста, позволит педаго- гам и/или родителям в современных условиях социальной напряжённости повысить уровень конфликтологической компетенции школьника.
Research problem. The matter of conflictological competence formation of prima- ry school children creates interests all the participants in the educational process. The formation and maintenance of psychologically positive climate in educational institution are some of the most effective methods, which are devoted to reduce the level of conflict of each participant, as Pe- trova N.F. notes (Petrova, 2018). The main task is a development of a conflictological culture at school, that is obligatory to cope with in every educational institution environment. School teachers and psychologists have a great impact on the development of a conflictological culture. For better conflictological culture formation and psychological team climate improvement, teachers and psy- chologists have to learn modern methods, such as trainings and roundtable discussions (Nemkova, 2008). Other specialists of pedagogical sphere can provide activities of prevention of destructive relationships among students of primary school age. On the other hand, taking into account the wide variability of strategies of behavior in conflict situations, and such a problem is not still com- pletely solved at present time (Kotova & Kostikova, 2011). Searching alternative methods of solving problems in the students' relationships is one of stumbling blocks for creating conflict-free envi- ronment in primary school (Nemkova, 2008). So the purpose of our research is to create effective conflictological competence formation of primary school children by designing a conceptual model of the components of competence used by teachers and / or parents.The shortage of knowledge and
skills of resolving problematic situations of primary school children complicates interpersonal rela- tionships, mutual understanding both when communicating with peers and with parents and teach- ers, and also prevents students from achieving possible success in various types of developmental activities. Primary school-children have a shortage of knowledge and have a little experience of behavior in conflict situations, their conflictological competence is at a low level and they cannot build a constructive dialogue in a conflict. Primary school-children take an aggressive defensive position, and that is why it is necessary to aim the work on the development of the ability construc- tive resolution of conflicts among younger students. (It must be stressed, that fundamentals of con- flictological competence are gained in early childhood during the formation and functioning of the child's relations, and the main mechanisms of its development include: imitation, identification, al- ienation) (Kotova & Kostikova, 2011). The model, which is developed by us, is based on the ideas of competence approach, analytical data on the psychophysiological characteristics of modern school children and on the regulatory documents, which define the main portrait of a student of primary school age. So our model will help teachers and/or parents to raise the primary school children's level of conflictological competence in modern conditions of social tension.