Современная жизнь требует от каждого человека владения новыми компетенциями, которые позволят ему быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, изучать и осваивать разнообразную деятельность, выполнять различные роли, ориентироваться во множестве информации, действовать в ситуации неопределенности, заниматься постоянным саморазвитием, самосовершенствованием и многое другое. В ответ на запросы общества в системе российского образования с начала XXI века и по настоящее время происходят значительные изменения. Среди наиболее важных направлений развития и высшего, и школьного образования следует отметить развитие тьюторства в образовательной деятельности, формирование у обучающихся исследовательских и проектных компетенций.
Подготовка будущего педагога должна проводиться на основе рефлексивно-деятельностного подхода с включением студентов в профессиональную педагогическую работу, когда будущий педагог овладевает базовыми трудовыми функциями в ходе непосредственной педагогической деятельности с опорой на рефлексию своих действий. В частности, непосредственное включение студентов в руководство исследованиями и проектами младших школьников. Целью исследования является определение эффективности реализации концепции тьюторского сопровождения исследовательской и проектной деятельности школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. В статье представлен опыт организации такой работы, имеющийся в институте педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ.
Modern life requires every person to possess new competencies that will allow them to adapt quickly to constantly changing conditions, study and master various activities, perform various roles, navigate a variety of information, act in a situation of uncertainty, be engaged in constant self-development, self-improvement, etc. In response to the demands of society, significant changes have been taking place in the system of education in our country started from the beginning of this century. One of the most important aspects of this process are the activity approach as a leading one, the development of tutoring in educational activities, the formation of students' research and project competencies.
The training of future teachers should be based on the reflexive and activity approach, which means that students are involved into real pedagogical work: they become tutors for primary schoolchildren in their research and projects. While doing it, the students reflect their actions and thus gradually master basic professional functions. The research is aimed at determining how effective the model of tutoring support for primary schoolchildren's research and project activities based on the reflexive and activity approach. The article represents the 6 year-experience of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of Moscow City University.