В условиях пандемии произошел массовый переход к электронному обучению, что обострило проблемы профессионального воспитания будущих учителей - формирование общепрофессиональных компетенций, освоение профессиональных ценностей, развитие значимых качеств личности. Одной из важных задач является становление ценностных позиций будущих педагогов по отношению к цифровым средствам и технологиям предстоящей профессиональной деятельности. Цель исследования заключается в анализе ценностных позиций будущих педагогов по отношению к новому средству и объекту профессиональной деятельности - цифровой образовательной среде, в которой им предстоит не только получать образование, но и решать профессиональные задачи в развивающемся обществе знаний. Потенциал цифровой образовательной среды в психодидактической концепции основан на действиях с информацией, взаимодействиях и управлении образовательной деятельностью средствами этой среды. Целесообразно определить, какие ценности являются актуальными, а какие - перспективными в контексте профессионального воспитания. Методы исследования. Сбор данных для анализа реализован с помощью авторского опросника, включавшего формулировки возможностей цифровой образовательной среды, субъективную ценность которых респондентам предлагалось оценить по 5-балльной шкале. Для анализа данных использовались методы описательной статистики, корреляционный и кластерный анализ. В диагностике приняли участие 200 студентов бакалавриата и магистратуры РГПУ им. А.И. Герцена, обучающихся по направлению "Педагогическое образование". Выводы и рекомендации. Результаты исследования показали, что ценности цифрового контента воспринимаются студентами с позиции активного пользователя, а не автора контента. В аспекте ценностей коммуникации, наиболее значима толерантность к другим субъектам среды, в то время как ценность эмпатии ниже. Среди ценностей управления приоритетна возможность самостоятельно управлять ресурсами и коммуникациями среды, а не ценность самопознания и самопрезентации. Сегодня в цифровой образовательной среде необходимо усилить воспитательные задачи, связанные с коммуникацией и управлением: создание коллективного контента, сотрудничество, освоения новых возможностей восприятия и конструирования профессионального имиджа педагога, поддержка самопознания и профессионального самоопределения.
In the context of a pandemic, a transition to e-learning took place, which sharpened the problems of future teachers' professional upbringing - development of professional competencies, perception of professional values, and upgrowth of significant personality traits. One of the important tasks is the formation of future teachers' value position concerning digital tools and technologies of future professional activities. The purpose of the study is to analyze the value positions of future teachers to a new means and object of professional activity - the digital educational environment in which they will not only receive an education but also solve professional problems in the developing knowledge society. The potential of the digital educational environment in the psychodidactic concept is based on interactions with information, communication, and management of educational activities utilizing this environment. It is advisable to determine which values are relevant and which are prospective in the context of professional upbringing. Research methods. Data collection was implemented using the authors' questionnaire, which included statements of the digital educational environment capabilities, which subjective values the respondents were asked to relate to a 5-point scale. Methods of descriptive statistics, correlation, and cluster analysis were used to analyze the data. The research involved a sample of 200 bachelor and master degree students of the Herzen State Pedagogical University of Russia, studying the "Pedagogical education" program. Conclusions and recommendations. The results of the study showed that the values of digital content are perceived primarily from the perspective of an active user, and not the content author. In the aspect of communication values, the most significant is tolerance, while the value of empathy is lower. Among the values of management, the priority is the ability to independently manage the resources and communications of the environment and not the values of self-knowledge and self-presentation. Today, in the digital educational environment, it is necessary to strengthen educational tasks related to communication and management: creation of collective content, cooperation, development of new possibilities of perception and construction of a teacher's professional image, support of self-knowledge and professional self-determination.