Kazan Federal University Digital Repository

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Show simple item record

dc.contributor Казанский (Приволжский) федеральный университет
dc.contributor.author Яковлева О.В. ru_RU
dc.contributor.author Носкова Т.Н. ru_RU
dc.date.accessioned 2021-11-30T12:15:12Z
dc.date.available 2021-11-30T12:15:12Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.uri https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/166376
dc.description.abstract В условиях пандемии произошел массовый переход к электронному обучению, что обострило проблемы профессионального воспитания будущих учителей - формирование общепрофессиональных компетенций, освоение профессиональных ценностей, развитие значимых качеств личности. Одной из важных задач является становление ценностных позиций будущих педагогов по отношению к цифровым средствам и технологиям предстоящей профессиональной деятельности. Цель исследования заключается в анализе ценностных позиций будущих педагогов по отношению к новому средству и объекту профессиональной деятельности - цифровой образовательной среде, в которой им предстоит не только получать образование, но и решать профессиональные задачи в развивающемся обществе знаний. Потенциал цифровой образовательной среды в психодидактической концепции основан на действиях с информацией, взаимодействиях и управлении образовательной деятельностью средствами этой среды. Целесообразно определить, какие ценности являются актуальными, а какие - перспективными в контексте профессионального воспитания. Методы исследования. Сбор данных для анализа реализован с помощью авторского опросника, включавшего формулировки возможностей цифровой образовательной среды, субъективную ценность которых респондентам предлагалось оценить по 5-балльной шкале. Для анализа данных использовались методы описательной статистики, корреляционный и кластерный анализ. В диагностике приняли участие 200 студентов бакалавриата и магистратуры РГПУ им. А.И. Герцена, обучающихся по направлению "Педагогическое образование". Выводы и рекомендации. Результаты исследования показали, что ценности цифрового контента воспринимаются студентами с позиции активного пользователя, а не автора контента. В аспекте ценностей коммуникации, наиболее значима толерантность к другим субъектам среды, в то время как ценность эмпатии ниже. Среди ценностей управления приоритетна возможность самостоятельно управлять ресурсами и коммуникациями среды, а не ценность самопознания и самопрезентации. Сегодня в цифровой образовательной среде необходимо усилить воспитательные задачи, связанные с коммуникацией и управлением: создание коллективного контента, сотрудничество, освоения новых возможностей восприятия и конструирования профессионального имиджа педагога, поддержка самопознания и профессионального самоопределения. ru_RU
dc.description.abstract In the context of a pandemic, a transition to e-learning took place, which sharpened the problems of future teachers' professional upbringing - development of professional competencies, perception of professional values, and upgrowth of significant personality traits. One of the important tasks is the formation of future teachers' value position concerning digital tools and technologies of future professional activities. The purpose of the study is to analyze the value positions of future teachers to a new means and object of professional activity - the digital educational environment in which they will not only receive an education but also solve professional problems in the developing knowledge society. The potential of the digital educational environment in the psychodidactic concept is based on interactions with information, communication, and management of educational activities utilizing this environment. It is advisable to determine which values are relevant and which are prospective in the context of professional upbringing. Research methods. Data collection was implemented using the authors' questionnaire, which included statements of the digital educational environment capabilities, which subjective values the respondents were asked to relate to a 5-point scale. Methods of descriptive statistics, correlation, and cluster analysis were used to analyze the data. The research involved a sample of 200 bachelor and master degree students of the Herzen State Pedagogical University of Russia, studying the "Pedagogical education" program. Conclusions and recommendations. The results of the study showed that the values of digital content are perceived primarily from the perspective of an active user, and not the content author. In the aspect of communication values, the most significant is tolerance, while the value of empathy is lower. Among the values of management, the priority is the ability to independently manage the resources and communications of the environment and not the values of self-knowledge and self-presentation. Today, in the digital educational environment, it is necessary to strengthen educational tasks related to communication and management: creation of collective content, cooperation, development of new possibilities of perception and construction of a teacher's professional image, support of self-knowledge and professional self-determination. en_US
dc.relation.ispartofseries ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ЦЕЛИ. Часть III ru_RU
dc.subject профессиональное воспитание ru_RU
dc.subject учитель ru_RU
dc.subject студент ru_RU
dc.subject цифровая образовательная среда ru_RU
dc.subject ценности ru_RU
dc.subject профессиональная деятельность ru_RU
dc.subject воспитательная задача ru_RU
dc.subject professional upbringing en_US
dc.subject teacher en_US
dc.subject student en_US
dc.subject digital educational environment en_US
dc.subject values en_US
dc.subject professional activity en_US
dc.subject upbringing task en_US
dc.title ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ru_RU
dc.title.alternative PROFESSIONAL UPBRINGING OF FUTURE TEACHERS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT en_US
dc.type article
dc.identifier.udk 378.4
dc.description.pages 307-314


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account

Statistics