В условиях изменений Федерального закона "Об образовании", c приданием вопросам воспитания подрастающего поколения особого значения [13], в связи с нарастающей социально-политической напряженностью в обществе и мире, вопросам социализации подростков с отклоняющимся поведением, как наиболее подверженным различным деструктивным проявлениям, уделяется повышенное внимание. В этих условиях образовательные организации, профессиональное сообщество находятся в поиске эффективных педагогических технологий, форм и методов преодоления отклоняющегося поведения подрастающего поколения. По нашему мнению, одной из таких эффективных технологий коррекции поведения подростков с отклоняющимся поведением является гражданско-патриотическое воспитание [7]. Приоритетами в развитии гражданско-патриотического воспитания обучающихся являются его важные составляющие: гражданско-правовое, духовно-нравственное, военно-патриотическое, социально-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое направления. В свою очередь, реализация гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях требует соответствующей систематизации профессиональной деятельности педагога, направленной на преодоление отклоняющегося поведения подростков, а также готовности педагогов к деятельности по преодолению отклоняющегося поведения подростков средствами гражданско-патриотического воспитания [6]. Целью исследования является обобщение направлений гражданско-патриотического воспитания, а также актуализация педагогической деятельности по преодолению отклоняющегося поведения подростков в образовательных организациях средствами гражданско-патриотического воспитания. В статье приводится опыт работы авторов по повышению квалификации педагогических работников в области гражданско-патриотического воспитания. Методы исследования: теоретические (анализ, конкретизация, синтез, метод аналогий, обобщение), диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование), эмпирические (метод педагогического наблюдения, обобщение опыта воспитательной работы образовательных организаций, положений нормативно-правовой и методической литературы). Исследование готовности педагогов к деятельности по преодолению отклоняющегося поведения подростков средствами гражданско-патриотического воспитания проводилось среди 107 педагогов, обучающихся в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования Казанского федерального университета. Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволило обобщить и систематизировать приоритетные направления гражданско-патриотического воспитания, выявить уровень готовности педагогических работников к работе по гражданско-патриотическому воспитанию подростков с отклоняющимся поведением, определить направления совершенствования программ повышения квалификации педагогов по работе с подростками с отклоняющимся поведением в образовательных организациях. Результаты исследования могут применяться при организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях, в работе по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов по работе с подростками с отклоняющимся поведением.
Within the conditions of changes in the Federal Law "On Education", with the emphasis on the education of the younger generation [13], in connection with the growing socio-political tension in society and the world, the issues of socialization of adolescents with abnormal behavior are given increased attention, as the most susceptible to various destructive manifestations. In these conditions, educational organizations and the professional community are in search of effective pedagogical technologies, forms and methods of overcoming the abnormal behavior of the younger generation. In our opinion, one of such effective technologies for correcting the behavior of adolescents with abnormal behavior is civil-patriotic education [7]. The priorities in the development of civil-patriotic education of the younger generation are the spiritual-moral, civil-legal, social-patriotic, sports-patriotic, military-patriotic, cultural-patriotic directions. In turn, the implementation of civic-patriotic education in educational organizations requires a corresponding systematization of the teacher's professional activities aimed at overcoming abnormal behavior of adolescents, as well as the readiness of teachers to work to overcome abnormal behavior of adolescents by means of civic-patriotic education [6]. The aim of the study is to generalize the directions of civil-patriotic education, as well as to actualize pedagogical activities to overcome abnormal behavior of adolescents in educational organizations by means of civil-patriotic education. The article describes the experience of the Volga region center for advanced training and professional retraining the Institute of Psychology and Education Kazan Federal University.