Современное общество уже невозможно представить без цифровой среды, которая стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако дистанционные технологии обучения на основе цифровой дидактики еще недостаточно внедрены в учебный процесс как средней, так и высшей школы, с чем мы столкнулись в 2020 году в период пандемии. В чем же сложности? Они не только в техническом обеспечении, но и в готовности преподавателей работать на различных цифровых образовательных платформах, а главное - в подготовке учащихся к обучению в онлайн-формате. Как показал опыт 2020 года, студенты вузов достаточно быстро адаптировались к формату онлайн-обучения, но не школьники. С какими проблемами столкнулись школьники и их учителя? Как наиболее эффективно организовать образовательный процесс в формате онлайн? Какие методические приемы наиболее важны для онлайн-занятий, особенно, если это должны быть биологические практикумы? Ответы на эти вопросы мы постарались найти при разработке и проведении в онлайн-формате программы дополнительного образования "Экологическая школа "Биосфера в наших руках", поддержанной Департаментов образования г. Москвы в рамках проекта "Академический (научно-технологический) класс в московской школе". Целью нашего исследования стала разработка экологической образовательной программы для старших школьников, основанной на знакомстве с методами научных исследований, и анализ ее реализации в дистанционной форме (онлайн-формате). Методы исследования: теоретические - анализ педагогической литературы по теме исследования, эмпирические - анкетирование и наблюдение за процессом онлайн-обучения школьников, а также статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования. Исследование проводилось в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова при реализации программы дополнительного образования. В эксперименте приняли участие 80 школьников (8-10 класс). Выводы и рекомендации. Проведенное исследование позволило заключить, что имеется повышенная сложность организации практических занятий в онлайн-формате, это требует тщательной разработки методических материалов, одновременно выявлена коммуникационная проблема у школьников, которая проявилась в слабой обратной связь и отсутствии взаимодействия внутри группы. Полученные результаты подтверждают необходимость специальной подготовки учащихся к дистанционному обучению.
Modern society can no longer be imagined without the digital environment, which has become an integral part of our lives. However, distance learning technologies based on digital didactics are not yet sufficiently implemented in the educational process of both secondary and higher schools, which we faced in 2020 during the pandemic. What are the difficulties? They are not only in the technical support, but also in the readiness of teachers to work on various digital educational platforms, and most importantly - in preparing students for learning in an online format. As our 2020'th experience showed, university students quickly adapted to the online learning format, but school students were not. What problems did students and their teachers face? What is the most effective way to organize the teaching process in the online format? What methodological techniques are most important for online classes, especially if they should be biological workshops. We tried to find the answers to these questions during the development and execution of the informal environmental educational program for school students Environmental school "Biosphere in our hands". This program was supported by Moscow Department of Education in the framework of the project "Academic class in a Moscow school " in online format. The purpose of the current research became a creation of an environmental education program for high school students, based on familiarity with the methods of the scientific researches, and analysis its implementation applying digital distance technologies (online format).