События, которые произошли в мире за последний год, связанные с пандемией и необходимостью жить и работать удаленно, показали, что уметь использовать цифровые технологии в разных сферах жизни и в профессиональной деятельности необходимо абсолютно всем, вне зависимости от возраста и сферы занятости. Совсем недавно в России появилась новая профессия - цифровой куратор, назначение которой состоит в том, чтобы научить широкие слои населения пользоваться цифровыми сервисами и применять цифровые технологии. Встает вопрос, который определяет проблему исследования, кто будет заниматься подготовкой педагогических кадров для цифрового общества и, в частности, кто будет обучать цифровых кураторов. Определим цель исследования: выявление организационно-методических условий для формирования необходимых профессиональных компетенций педагогов для цифрового общества, способных решать задачи по подготовке консультантов в области развития цифровой грамотности населения (цифровых кураторов). Методы исследования: теоретические методы, среди которых анализ предмета исследования на основе изучения интернет-источников, образовательных стандартов, психологической и педагогической литературы; функциональный анализ педагогической деятельности преподавателя, выпускника магистерской программы, на основе рефлексивного подхода. Выводы и рекомендации. Решение поставленной цели возможно в рамках новой сетевой программы магистратуры "Образование в области подготовки цифровых кураторов" разрабатываемой по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Концепция программы состоит в создании условий для обучения и развития педагогических кадров для цифрового общества, владеющих углубленными специальными и фундаментальными знаниями в области цифровых технологий, знающих идеологию цифрового пространства и обладающих готовностью к осуществлению подготовки цифровых кураторов. Магистерская программа позволит сформировать профессиональные компетенции педагогов, которые будут способны осуществлять деятельность в области подготовки цифровых кураторов, что удовлетворит возрастающие потребности российского общества в новой профессии.
The events that have taken place in the world over the past year, related to the pandemic and the need to live and work remotely, have shown that absolutely everyone, regardless of age and sphere of employment, needs to be able to use digital technologies in different spheres of life and in professional activity. More recently, a new profession has appeared in Russia - a digital curator, the purpose of which is to teach the general population to use digital services and apply digital technologies. The question arises that defines the research problem, who will be engaged in the training of pedagogical personnel for the digital society and, in particular, who will train digital curators. Let us define the purpose of the study: identifying organizational and methodological conditions for the formation of the necessary professional competencies of teachers for a digital society, capable of solving the problems of training consultants in the field of developing digital literacy of the population (digital curators). Research methods: theoretical methods, including the analysis of the research subject based on the study of Internet sources, educational standards, psychological and pedagogical literature; functional analysis of the pedagogical activity of a teacher, graduate of a master's program, based on a reflexive approach. Conclusions and recommendations. The solution to this goal is possible within the framework of the new network master's program "Education in the field of training digital curators" developed in the direction 44.04.01 Pedagogical education. The concept of the program is to create conditions for the training and development of pedagogical personnel for a digital society who have in-depth special and fundamental knowledge in the field of digital technologies, who know the ideology of the digital space and who are ready to carry out training of digital curators. The master's program will allow the formation of professional competencies of teachers who will be able to carry out activities in the field of training digital curators, which will satisfy the growing needs of Russian society in a new profession.