Изменения, происходящие в системе российского образования в связи с коронавирусной пандемией, обострило проблемы организации образовательного процесса в образовательных организациях разного статуса и уровня, в том числе в высших учебных заведениях педагогической направленности. Проведенное диагностическое исследование проблем практической деятельности учителей начальных классов в период организации обучения младших школьников в условиях дистанционного образования позволил выявить наиболее распространенные профессиональные затруднения педагогов: выбор моделей дистанционного обучения (самостоятельная работа, обучение по видеоурокам, смешанное обучение и др.); создание учебно-методических материалов для работы в дистанционном формате с использованием Интернет-ресурсов; организация контрольно-оценочного аспекта в новых условиях обучения и др. [7].
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что учителям начальных классов нужно быть готовыми к профессиональной деятельности в условиях экстремальных явлений и в связи с этим важным на сегодняшний день является кардинальные изменения ворганизации профессиональной подготовки бакалавров педагогической направленности вуниверситете. Среди вопросов, с которыми столкнулось высшее педагогическое образование сего- дня, в связи неожиданным переходом на дистанционное обучение, наиболее значимыми явились: как организовать дистанционно подготовку будущих учителей наиболее эффективно, как создать условия для прохождения педагогической практики, как найти способы продуктивного взаимодействия студентов, учителей-практиков и обучающихся начальной школы? Особенно остро данная проблема встала при подготовке будущих учителей начальной школы: в изменяющейся ситуации важно не просто обеспечить освоение образовательной программы, но и наделить будущих учителей действенными способами обучения, которые они смогут применять в своей педагогической деятельности, то есть способами, которые они смогут экстраполировать в педагогический процесс современной начальной школы.
Одним из таких способов формирования у будущих учителей начальных классов готовности к профессиональной деятельности в условиях экстремальных явлений может стать педагогическое волонтерство. Педагогическое волонтерство, организованное в рамках учебной и производственной практики студентов-бакалавров педагогической направленности позволило акцентировать внимание на овладении будущими учителями начальных классов профессиональными компетенциями в новых условиях и обеспечить действенную помощь педагогам, которая заключалась в: разработке учебных и методических материалов для учителей по учебным предметам начальной школы; разработке практических мате- риалов в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальных классов; организация и проведение индивидуальной работы с обучающимися в учебной деятельности, в организации досуга и пр.
The changes taking place in the Russian education system in connection with the coronavirus pandemic have aggravated the problems of organizing the educational process in edu- cational organizations of different status and levels, including higher educational institutions of a pedagogical orientation.
A diagnostic study of the problems of the practical activities of primary school teachers dur- ing the period of organizing the training of primary schoolchildren in the context of distance educa- tion made it possible to identify the most common professional difficulties of teachers: choice of dis- tance learning models (independent work, video tutorials, blended learning, etc.); creation of edu- cational and methodological materials for work in a remote format using Internet resources; or- ganization of the control and evaluation aspect in the new learning environment, etc [1,2].
These results allow us to conclude that primary school teachers need to be ready for profes- sional activities in extreme conditions, and in this regard, it is important today to make fundamental changes in the organization of professional training of bachelors of pedagogical orientation at the university.
Among the issues that higher pedagogical education have faced today, in connection with the unexpected transition to distance learning, the most significant are: how to organize remote training of future teachers most effectively, how to create conditions for passing pedagogical prac- tice, how to find ways of productive interaction between students, practicing teachers and primary school students?
This problem has become especially acute in the preparation of future primary school teachers: in a changing situation, it is important not only to ensure the development of the educa- tional program, but also to endow future teachers with effective teaching methods that they can ap- ply in their pedagogical activities, that is, in ways that they can extrapolate into the pedagogical process of a modern primary school.
Pedagogical volunteering can become one of these ways of developing readiness for profes- sional activity in future primary school teachers in conditions of extreme events.
Pedagogical volunteering, organized as part of the educational and industrial practice of bachelor students of a pedagogical orientation, made it possible to focus on mastering professional competencies by future primary school teachers in new conditions and to provide effective assis- tance to teachers, which consist in: development of educational and methodological materials for teachers on academic subjects of the primary school; development of practical materials within the frames of extracurricular activity of primary school pupils; organization and holding individual work with pupils in educational process, in leisure time organization and so on.