Статья отражает авторское видение проблемы взаимовлияния образовательной и внеобразовательной социокультурной среды на примере реализации воспитательного потенциала обществознания. Образовательное учреждение трактуется в статье как коллективный агент социализации, под влиянием которого формируется мировоззрение обучающегося. Воспитательное воздействие обществоведческих дисциплин проявляется в развитии личности школьника, в мировоззрении которого позитивные нормы и социально одобряемые ценности становятся устойчивыми ориентирами его поведения. Внешняя среда образовательного учреждения влияет на интериоризацию норм и ценностей, прививаемых школой, как позитивным, так и негативным образом. Авторами предложены критерии и показатели исследования эмпирического выявления когнитивных, ценностно-оценочных и нормативных факторов влияния на мировоззрение обучающихся образовательной и внеобразовательной среды и выявления тенденций воспитательного воздействия двух сред на личность ребенка.
The article reflects the author's vision of the problem of the mutual influence of the educational and non-educational socio-cultural environment on the example of the implementation of the educational potential of social science. An educational institution is interpreted in the article as a collective agent of socialization, under the influence of which the student's worldview is formed. The educational impact of social science disciplines is manifested in the development of the student's personality, in whose worldview positive norms and socially approved values become stable guidelines for his behavior. The external environment of an educational institution influences the interiorization of the norms and values instilled by the school, both positively and negatively. The authors propose criteria and indicators for the study of the empirical identification of cognitive, value-evaluative and normative factors of influence on the worldview of students of the educational and non-educational environment and the identification of trends in the educational impact of two environments on the personality of the child.