Аннотация. Переход к цифровизации образования повлек за собой возникновение ситуации неопределенности и риска, решение которой требует наличие у педагога риск-ориентированного мышления. В статье рассматривается проблема развития риск-ориентированного мышления педагога, обеспечивающего целостное становление рискологической компетентности педагога цифрового образования. Цель исследования: выявление особенностей риск-ориентированного мышления педагога и возможностей его развития в условиях цифрового образования. Методы исследования: теоретические методы анализа предмета исследования на основе изучения специальной литературы о понятиях "риск" и "мышление" на стыке разных областей наук; методы абстракции, конкретизации и обобщения в определении понятия "риск-ориентированное мышление" педагога; эмпирический метод: тестирование на выявление психопараметров будущих педагогов к профессиональным рискам; статистические методы - метод t-Стьюдента и корреляционный анализ Пирсона. Выводы и рекомендации. Установлено, что в современном образовании возникает необходимость развития риск-ориентированного мышления педагога, нацеленного на исключение безрассудного риска, реагирование на предупреждающие "тревожные сигналы" в процессе взаимодействиями с субъектами цифрового образования, повышение профессиональной грамотности в проектировании безопасной и комфортной цифровой образовательной среды с возможностью выявления рисков и способов их минимизации. Результаты исследования будут использованы в разработке учебных модулей для включения в содержание образовательных программ подготовки будущих педагогов и повышения квалификации педагогических работников системы общего образования.
The transition to digitalization of education has entailed the emergence of a situation of uncertainty and risk, the solution of which requires the teacher to have risk-oriented thinking. The article discusses the problem of the development of risk-oriented thinking of a teacher, which ensures the holistic formation of riskological competence of a teacher of digital education. Purpose of the study: to identify the features of the risk-oriented thinking of a teacher and the possibilities of its development in the context of digital education. Research methods: theoretical methods of analysis of the subject of research based on the study of special literature on the concepts of "risk" and "thinking" at the junction of different fields of science; methods of abstraction, concretization and generalization in the definition of the concept of "risk-oriented thinking" of a teacher; empirical method: testing to identify the psycho-parameters of future teachers to professional risks; statistical methods - Student's t-method and Pearson correlation analysis. Conclusions and recommendations. It has been established that in modern education there is a need to develop risk-oriented thinking of a teacher aimed at eliminating reckless risk, responding to warning "alarms" in the process of interactions with subjects of digital education, increasing professional literacy in designing a safe and comfortable digital educational environment with the ability identifying risks and ways to minimize them. The research results will be used in the development of training modules for inclusion in the content of educational programs for the preparation of future teachers and advanced training of teachers in the general education system.