Специальных исследований, посвященных изучению отношения к себе подростков с нарушенным слухом в науке недостаточно. Соответственно, проблема самоотношения имеет теоретическую и практическую актуальность и значимость в связи с терминологической неоднозначностью трактовки, неразработанностью психодиагностических и коррекционных разработок в этой области. Вопрос самоотношения становится ключевым в развитии личности подростка в неблагоприятных условиях. Особенно, если речь идет о подростках с нарушениями слуха. Важным является то, что специфика их психического развития заключается в резком сужении информации извне, в данном случае социокультурного опыта, что напрямую связано с включением социум, с формированием как личности, особенно в данной группе детей и подростков. Соответственно, актуальность изучения данного вопроса факт неоспоримый в работе с ребятами, обучающихся в инклюзивных условиях.
Цель исследования, состоит в выявлении и эмпирической проверке специфики самоотношения подростков с нарушениями слуха. Методы исследования. В тестировании приняли участие 52 подростка 14-15 лет из специальной (коррекционной) школы-интерната Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (26 человек) и средней общеобразовательной школы (26 человек). Все методики были адаптированы нами с учетом особенностей восприятия учащихся с нарушениями слуха. Метод математической статистики: t-критерий Стьюдента. Выводы и рекомендации. Подростки с нарушениями слуха демонстрируют в целом позитивное самоотношение. Вместе с тем у них выявлены специфические особенности самоотношения: они мнее уверены в себе, не удовлетворены своими возможностями, для них характерен пониженный интерес к своим мыслям и чувствам, сомнения в способности вызывать уважение, симпатию у окружающих. Однако, характерно и доминирование высокого уровня самоуважения. В процессе изучения, мы увидели, что большая часть страшеклассников с проблемами слуха показывают анормальное завышение своей самооценки, своего мнения. Менее всего для адекватного самооценивания им доступны такие качества, как: внешность, уверенность в себе, умелые руки. Наиболее адекватно ими оцениваются здоровье, характер. Мы выяснили, что результаты проведенного исследования в целом не противоречат изложенным в реферативном обзоре сведениям и позволяют дать научно обоснованную интерпретацию особенностей в системе самоотношения подростков с нарушением слуха.
Special studies devoted to the study of the attitude of adolescents with hearing impairment in science are not enough. Accordingly, the problem of self-relation has theoretical and practical relevance and significance due to the terminological ambiguity of interpretation, the lack of development of psychodiagnostic and correctional developments in this area. The question of self-attitude becomes a key one in the development of a teenager's personality in unfavorable conditions. Especially if we are talking about teenagers. It is important that the specificity of their mental development is a sharp narrowing of information from the outside, in this case, socio-cultural experience.
Research methods. The test involved 52 teenagers aged 14-15 years from a special (correctional) boarding school of the Rostov Regional Center for the Education of deaf students (26 people) and a secondary school (26 people). The reliability of the obtained data was ensured using the method of mathematical statistics - the Student's t-test.
Conclusions and recommendations. Adolescents with hearing impairments show a generally positive self-attitude. At the same time, they have identified specific features of self-attitude: they are more confident in themselves, not satisfied with their capabilities, they are characterized by a reduced interest in their thoughts and feelings, doubts about the ability to evoke respect and sympathy from others. However, the dominance of a high level of self-esteem is also characteristic. The study found that the majority of adolescents with hearing impairments demonstrate an inadequate overestimation of self-esteem judgments. Least of all, for an adequate self-assessment, they have access to such qualities as: appearance, self-confidence, skillful hands. They assess health and character most adequately. We found that the results of the study generally do not contradict the information presented in the abstract review and allow us to give a scientifically based interpretation of the features in the system of self-attitude of adolescents with hearing impairment. Accordingly, it is possible to recommend the teacher-psychologist working with students in special (correctional) educational institution providing residential care to study the characteristics of self-evaluation of adolescents, as the selection of the most problematic areas in the self of the individual, can help in the development of remedial and developmental programs personality development of the students. Also, during the training period, both in a boarding school and in a regular school, a psychologist should pay special attention to adolescents with a negative attitude to themselves. In this case, as a corrective work, it is recommended to conduct training for personal growth, self-confidence.