Поиск дополнительной информации в сети Интернет сегодня является самым распространенным видом учебной онлайн-активности российских школьников. Информационный онлайн-поиск представляет собой сложный процесс, включающий физические и ментальные действия, направленные на интеграцию найденной в сети информации в систему знаний, имеющуюся у субъекта поиска. Специфика организации информации в Интернете определяет последовательность действий, которые необходимо совершить субъекту поиска, включающую определение поисковой задачи, выбор поисковой системы, отбор релевантных веб-страниц, ознакомление с информацией, оценку ее надежности и синтез информации из разных источников для решения поисковой задачи. Своеобразие этих этапов определяет стратегии информационного онлайн-поиска, используемые конкретными субъектами. Ключевой вопрос, связанный с изучением стратегий информационного онлайн-поиска - это оценка их эффективности. Критериями эффективности онлайн-поиска информации, предпринимаемого школьниками для решения учебных, задач могут являться объем найденной информации и степень ее ассимилированности в имеющуюся систему знаний. При этом известно, что эффективность информационного онлайн-поиска детерминирована особенностями отношения субъекта к поисковой задаче, однако соответствующие данные получены преимущественно на материале обследования взрослых испытуемых и не могут быть использованы для понимания особенностей информационного онлайн-поиска, осуществляемого школьниками, без соответствующей эмпирической проверки. Целью нашего исследования стало изучение стратегий онлайн-поиска учебной информации у подростков с разным отношением к учебной задаче, а также оценка их эффективности, проявляющейся в качестве обобщения и воспроизведения найденного материала. Методы. В экспериментальном исследовании приняли участие 44 подростка в возрасте 12-16 лет, учащиеся 5-9 классов. Программа и протокол исследования были одобрены Этическим комитетом РГПУ им. А.И. Герцена, подростки участвовали в эксперименте добровольно на основе информированного согласия, также были получены информированные согласия родителей. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе наблюдения за поисковой онлайн-активности подростков в экспериментальной ситуации, в которой моделировалось решение поисковых задач разной степени сложности. Помимо этого, применялся метод опроса для анализа отношения подростков к предложенной им учебной задаче. Для обработки результатов применялись частотный, кластерный и дисперсионный анализ.
The search for additional information on the Internet today is the most common type of online educational activity of Russian schoolchildren. Online information search is a complex process, which involves physical and mental actions aimed at integrating the information from the Internet into the knowledge system of the search subject. The organization of information on the Internet defines the sequence of actions that need to be made by the subject of the search, including definition of the search task, choice of search engines, selection of relevant web pages, familiarization with the information, evaluate its reliability and synthesis of information from different sources to solve a search problem. The uniqueness of these stages determines the strategies of online information search, which certain subjects use. A key issue of the study of online information search strategies is the assessment of their effectiveness. The criteria for the effectiveness of educational online information search by schoolchildren include the volume of information as well as the degree of its assimilation into the knowledge system. At the same time, some research show that the effectiveness of online information search is determined by the peculiarities of the subject's attitude to the search task, but the relevant data were obtained mainly from survey of adult subjects and cannot be used to understand the features of schoolchildren's online information search without appropriate empirical verification. The aim of our study was to analyze the strategies of online search for educational information in adolescents with different attitudes to the educational tasks, as well as to evaluate their effectiveness, which manifests itself as generalizing and reproducing the information. Methods. The experimental study involved 44 adolescents aged 12-16, students of 5th-9th grades. The program and protocol of the study were approved by the Ethics Committee of the Herzen State Pedagogical University, adolescents participated in the experiment voluntarily on the basis of his/her informed consent as well as informed consent of their parents. The empirical data were collected with the use of monitoring the online search activity of adolescents in an experimental situation, which simulated the online search problems with varying complexity. In addition, the survey method was used to analyze the adolescents' attitude to the proposed educational tasks. Frequency, cluster and variance analysis were used to process the empirical results.