В данной статье рассматривается вопрос формирования лидерства как фактора саморазвития подростков. Лидерство описывается как движущая сила саморазвития личности в подростковом периоде и рассматривается с позиции лидерских качеств (оптимистичность, инициативность, самокритичность и др.) и склонностей (организаторских и коммуникативных). В статье представлены результаты исследования лидерских качеств и склонностей у подростков по методикам "Диагностика лидерских способностей Е.Жарикова и Е. Крушельницкого" и "Коммуникативные и организаторские склонности" В.В. Синявского, В.А. Федорошина. В ходе экспериментального исследования было выявлено, что для подростков характерно развитие лидерских качеств и склонностей на следующих уровнях: низкий и ниже среднего, а также высокий и очень высокий, что может предопределять необходимость активной деятельности учителей, психологов по развитию в подростках лидерства, как одного из факторов их саморазвития. Полученные результаты могут представлять интерес для учителей, педагогов-психологов по разработке формирующих программ лидерства в общеобразовательных учреждениях. Также в статье представлены непосредственные рекомендации для учителей, педагогов-психологов по формированию лидерства у подростков.
This article examines the issue of leadership formation as a factor in adolescent self-development. Leadership is described as the driving force of personality self-development in adolescence and is viewed from the standpoint of leadership qualities (optimism, initiative, self-criticism, etc.) and inclinations (organizational and communicative). The article presents the results of a research of leadership qualities and tendencies in adolescents using the methods "Diagnostics of the leadership abilities of E. Zharikov and E. Krushelnitsky" and the method "Communicative and organizational tendencies" by V.V. Sinyavsky, V.A. Fedoroshina. During of the experimental research, it was revealed that adolescents are characterized by the development of leadership qualities and inclinations at the following levels: low and below average, as well as high and very high, which may predetermine the need for active work of teachers, psychologists to develop leadership in adolescents, as one of the factors of their self-development. The results obtained may be of interest to teachers, educational psychologists in the development of formative leadership programs in educational institutions. The article also provides recommendations for teachers, educational psychologists on the formation of leadership in adolescents.