Специфика ВХУТЕМАСа заключалась в его нетрадиционной структуре, объединявшей факультеты творческой направленности (живописный, скульптурный, архитектурный), производственные (полиграфический, металлообрабатывающий, деревообделочный, текстильный, керамический) и общий для всех специальностей пропедевтический курс. Такая структура и единые педагогические установки, которые пытались разработать и утвердить во ВХУТЕМАСе, должны были обеспечить профессиональную подготовку, создать общую основу в области пластических искусств для всех видов пространственных искусств. Много внимания уделялось пониманию художественно-выразительных свойств материала. Посещение студентами художественных и производственных мастерских способствовало сближению искусства и конструирования, обучению студентов, которые могли бы создать предметно-пространственную среду, отвечавшую идеалам времени.
The specificity of the Higher Art School was in its unconventional structure, which united the faculties of creative orientation (painting, sculptural, architectural), production (printing, metalworking, woodworking, textile, ceramic) and the general for all specialties propaedeutic course - Basic department. Such a structure and unified pedagogical installations, which they tried to develop and approve in the Higher Art School, were to ensure the creation of a common plastic base for all types of spatial arts and the formation of the subject-spatial environment of a person.