В условиях современных изменений системы образования Российской Федерации остается актуальной проблема проектирования и реализации программ инклюзивного воспитания детей с особыми образовательными потребностями с целью их приобщения к общемировому и российскому культурному наследию. Целью статьи является описание содержания и условий реализации инклюзивного воспитания детей с особыми образовательными потребностями на базе реабилитационного центра. В настоящем исследовании используется комплекс нескольких методологических подходов: социокультурного, культурологического, деятельностного. Показано, что дети с особыми образовательными потребностями имеют в среднем по группе более высокие показатели эмпатии по отношению к здоровым сверстникам, а при анализе показателей распределения детей с особыми образовательными потребностями на группы по уровням эмпатии выявлено преобладание показателей нормального и высокого уровней по отношению к детям со сходными нарушениями развития; по методике М. Рокича на первом месте среди терминальных ценностей у детей с особыми образовательными потребностями оказалось
"физическое и психическое здоровье", среди инструментальных ценностей - "независимость" и "ответственность"; с помощью методики по изучению интерактивной направленности было определено увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями с ориентацией на взаимодействие. Представленные в статье материалы позволяют использовать их при проектировании и реализации коррекционных и воспитательных программ для детей разного возраста с особыми образовательными потребностями в различных видах образовательных и социально-реабилитационных организациях.
In the context of modern changes in the educational system of the Russian Federation, the problem of designing and implementing programs for inclusive education of children with special educational needs remains urgent in order to familiarize them with the global and Russian cultural heritage. The purpose of the article is to describe the content and conditions for the implementation of inclusive education of children with special educational needs on the basis of a rehabilitation center. This study uses a complex of several methodological approaches: sociocultural, culturological, and activity. It is shown that children with special educational needs have, on average, higher empathy rates for healthy peers in the group, and when analyzing the distribution of children with special educational needs into groups by empathy levels, a prevalence of normal and high levels with respect to children with similar developmental disorders; according to the methodology of M. Rokich, "physical and mental health" was among the terminal values in children with special educational needs, and "independence" and "responsibility" among instrumental values; Using the methodology for studying interactive orientation, an increase in the number of children with special educational needs with an orientation toward interaction was determined. The materials presented in the article allow you to use them in the design and implementation of correctional and educational programs for children of different ages with special educational needs in various types of educational and social rehabilitation organizations.