Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования личности, ориентированной на принятие духовных ценностей, как своего, так и других народов, стремящейся к познанию общего и уникального в культуре каждого этноса. Решение данного вопроса невозможно без глубокого изучения этнопедагогического опыта народов, без включения этнокультурных традиций в образовательный процесс, который в первую очередь, зависит от оптимального взаимодействия всех структур учебно-воспитательной системы на основе мультикультурного подхода.
Как показало исследование, сегодня одним из приоритетных направлений в реализации мультикультурного подхода становится использование в образовании цифровых технологий. Значимым фактором информационных ресурсов выступают общедоступность, возможность осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации, обеспечивать интерактивное методическое сопровождение процесса обучения. В связи с этим, данная статья направлена на раскрытие педагогического потенциала применения цифровых технологий в музыкально-педагогическом образовании.
Цель исследования заключается в обосновании перспективности функционирования этномузыкальных традиций в цифровом культурно-образовательном пространстве настоящего времени. Предметом исследования является практический опыт использования музыкальных традиций народов Поволжья на основе мультикультурного подхода с помощью онлайн-технологий в дистанционном обучении будущих педагогов-музыкантов.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ научной, методической, этнопедагогической, этнографической, музыкально-педагогической литературы, изучение учебной документации; обобщение педагогического опыта; педагогический анализ этнокультурных традиций; наблюдение, беседы, опросы, интервьюирование.
В результате исследования выявлен педагогический потенциал этнокультурных традиций на основе использования цифровых технологий, обеспечивающих трансляцию социокультурного, духовного, эстетического опыта в процессе приобщения личности к общечеловеческим и этническим ценностям.
Практическая значимость заключается в обозначении перспективы применения цифровых технологий в формировании комплекса знаний о развитии этнокультурных традиций, жанровых и стилевых особенностях музыкального фольклора, использовании традиции передачи из поколения в поколение этнокультурного наследия в исполнительской и педагогической практике.
The relevance of the research is due to the need to form a personality focused on the acceptance of spiritual values, both of their own and other peoples, seeking to learn the common and unique in the culture of each ethnic group. The solution of this issue is impossible without a deep study of the ethnopedagogical experience of peoples, without the inclusion of ethno-cultural traditions in the educational process, which primarily depends on the optimal interaction of all structures of the educational system based on a multicultural approach.
According to the research, the priority directions in modern reality in the framework of the implementation of the multicultural approach is the use of digital technologies in education. An important factor of information resources is their accessibility, the ability to collect, store, process and transmit information, and provide interactive methodological support for the learning process. In this regard, this article is aimed at revealing the pedagogical potential of using digital distance technologies in music and pedagogical education.
The purpose of the research is to substantiate the prospects for the functioning of ethnomusicological traditions in the digital cultural and educational space of the present time. The subject of the research is the practical experience of using the musical traditions of the Volga region peoples on the basis of a multicultural approach using online technologies in distance learning of future teacher-musicians.
The following research methods are used: analysis of scientific, methodological, ethnopedagogical, ethnographic, musical and pedagogical literature; study of educational documentation; generalization of pedagogical experience; pedagogical analysis of ethno-cultural traditions; observation, conversations, surveys, interviewing.
The research reveals the pedagogical potential of ethno-cultural traditions based on the use of digital technologies that provide the translation of socio-cultural, spiritual, and aesthetic experience in the process of introducing the individual to universal and ethnic values.
The significance for the practice lies in the designation application prospects of digital technology in forming knowledge about the development of ethno-cultural traditions, genre and stylistic peculiarities of folk music, using traditions passed on from generation to generation ethno-cultural heritage in the performing and pedagogical practice.